Xcom 2 дополнения обзор. Обзор XCOM2: War of the Chosen — глобальное обновление. Избранные и глобальная карта

Играя в XCOM 2, вы могли задаться вопросом: каким образом сопротивление вообще выживало до тех пор, пока за дело не взялись вы? Прилетая отбивать нападение пришельцев на очередную базу повстанцев, вы видели лишь кучки напуганных людей. Дополнение War of the Chosen наконец-то отвечает на этот вопрос. Впрочем, не только на этот.

War of the Chosen - первое серьезное дополнение для XCOM 2. Пред ыдущие скорее были косметическими расширениями, незначительно влиявшими на игру. Да, появились Повелители, вносившие определенный сумбур в происходящее. Да, в команду можно было взять было огромного робота. Но те дополнения не давали той глубины, которая нужна была игре. Несмотря на процедурно генерируемые задания, разнообразием DLC не отличались и довольно быстро приедались. Особенно в том случае, если вы не торопили события, выполняя все сюжетные миссии еще до получения плазменных винтовок. War of the Chosen во многом это изменила. Не добавив новых заданий или отдельную мини-кампанию, новое DLC , тем не менее, воплотило те идеи, которые должны были присутствовать в игре с самого начала.

Разумеется, XCOM 2 и раньше была замечательной, но иногда создавалось ощущение, что многое осталось за кадром. Не хватало персонализации врагов - вы сражались с безликой массой инопланетян, захвативших планету. Даже лидеры пришельцев не обладали какой-либо вменяемой личностью, представляя собой универсальное зло, которое можно уничтожать без каких-либо эмоций.

Теперь же вам придется сражаться с Избранными - чемпионами вторжения, каждый из которых обладает запоминающимся лицом и поведением. Всего их три, и каждый из них обладает уникальной специализацией. Убийца - это вариация злобного рейнджера, Чародей - очень мощный псионик, а Охотник - снайпер, которому позавидовал бы и Дэдшот. Избранные разделили планету на зоны влияния, и периодически они будут мешать вам выполнять задания. По сути, это развитие Повелителей из Alien Hunters , только более сбалансированное. Избранные не ходят после каждого вашего действия и не обладают титаническим здоровьем Повелителей. Но это не значит, что их не стоит бояться. Главная их сила - способность к адаптации. На каждый бой они выходят более опытными , с новым набором сильных сторон.

Врагу в XCOM 2 очень не хватало персонал изации, и Избранные решили эту проблему. Теперь вы сражаетесь не абстрактным злом, а со вполне конкретными противниками.

Кроме того, окончательно уничтожить Избранных в открытом бою невозможно. Для этого нужно найти крепость, в которой находится воскрешающая камера - только в этом случае вы сможете вывести их из игры. Кстат и, в игре есть немало заданий, где появление еще одного врага (особенно такого сильного) заставит вас похоронить половину отряда минимум. Кроме возможности испортить вам жизнь на заданиях, Избранные будут сражаться с вами и на глобальной карте, лишая ресурсов или охотясь за вашей воздушной базой. Скучать точно не придется.

Но в борьбе с новой угрозой вы не останетесь одинокими. Оказывается, сражаетесь с пришельцами не только вы, но и три группы сопротивления, у каждой из которых есть свои цели и задания. Установив с ними контакт в ходе специальной миссии, вы получите их чемпионов и сопутствующие бонусы. Среди них есть жнецы - лучшие снайперы сопротивления, заступники - бывшие солдаты ADVENT , способные атаковать два раза, и храмовники - псионики, любящие ближний бой.

Развиваются их воины, правда, немного иначе. У них больше специализаций, и вам не придется выбирать из пары вариантов. Но при этом нельзя сказать, что они обладают какой-то ультимативной силой, будучи способными уничтожать сектоподов одним взглядом. На длинной дистанции они выглядят даже чуть слабее, чем обычные солдаты, которые все равно будут составлять костяк боевых операций. Новые герои добавят вам лишь гибкости в тактическом планировании.

War of the Chosen - еще более крупное дополнение, чем Enemy Within для оригинальной XCOM . Помимо новых механик, здесь вы найдете десятки мелких исправлений и новинок.

Тактическое планирование в игре стало очень важным. Новые Dark Events могут серьезно испортить вам жизнь. Например, у врагов могут появиться патроны, вызывающие сильное кровотечение. Без большого количества специалистов не обойтись. War of the Chosen заставляет вас уделять намного больше внимания формированию команды. Во многом этому способствует и механика дружеских связей среди ваших солдат. Так, ветераны, часто сражающиеся бок о бок, могут получить специальные перки, если будут отправляться на миссии вместе. Но это имеет и обратную сторону - если кто-то из них погибнет, другой может стать неуправляемым, проявляя злость и активируя умения, которые вам не нужны.

Не последнюю роль играют задания в покинутых городах, захваченных так называемыми «потерянными», своеобразными зомби. Нападают они всегда толпами и способны окружить ваш отряд довольно быстро, доставляя определенные проблемы. Но если ваш солдат попадет «потерянному» прямо в голову, он получит возможность произвести еще одно действие. Благодаря этому «потерянных» можно уничтожать десятками, и уже после середины игры это превращается в обычную резню. Нужно лишь следить за количеством патронов и стараться получить возможность бесплатной перезарядки. Также важно понимать, что особенно хорошо против «потерянных» работают снайперы с упором в пистолетный бой и гренадеры со способностями цепных или конусных выстрелов. Вот только гранаты лучше не использовать - они только привлекут новых зомби. Чуть менее эффективны против них специалисты, рейнджеры и роботы SPARK . Это нужно учитывать при наборе команды.

Появились и новые локации, которые несколько разнообразят стандартную сельскую и городскую местности. Понимая необходимость заполнить новые карты новыми противниками, разработчики добавили в War of the Chosen возможность встретить ранее скрывавшихся солдат повелителей Земли. Можем лишь посоветовать запастись защитой от псионики и огня. И выдержкой. Потому что в войне с Избранными она вам точно понадобится.

Джейк Соломон, творческий руководитель XCOM 2, прямо сказал, что War of the Chosen - это фактически ХСОМ 3. Собственно, любая другая студия уже бы сразу продавала этот контент-пак отдельной игрой. Но это Firaxis. Единственная причина, почему War of the Chosen сделали дополнением - это отсутствие нового направления. В первой ХСОМ мы были командующим глобальной организации, открыто защищалась от нападения пришельцев. ХСОМ 2 изменила расклад сил - мы теперь в подполье, база наша небольшая подвижная, ресурсов мало, и часы постоянно тикают, приближая Большой Пипец.

Перед началом полноценного обзора для любителей игр по проще, рекомендуем сайт mirigor.com. Прямо в браузере можно запускать легендарные , стратегии, квесты, спортивные и многие другие. Каждая игра не требует установки или загрузки – достаточно перейти по ссылке и выбрать понравившуюся и начать получать удовольствие от геймплея.

Обновленная кампания

Как и Enemy Within, дополнение полностью интегрированное в кампанию, поэтому придется начать восстание против власти пришельцев заново. Зато кампания имеет новый стартовый синематик и модификаторы, как это было в EW. Заметны различия в характеристиках бойцов, дополнительные препятствия и удвоенная продолжительность кампании. Но даже без модификаторов в War of the Chosen докинут к сюжетке еще 10-15 обязательных миссий (и соответственно несколько десятков промежуточных).

Избранные - это троица особенно сильных пришельцев, при создании которых разработчики вдохновлялись... Middle-Earth: Shadow of Mordor (славим солнце, после трех лет ожидания другие разработчики понемногу делают свои аналоги Nemesis!). Избранные случайно попадаться вам на протяжении всей кампании, и каждый раз реагируют в соответствии с течения ваших предыдущих столкновений. Более того, иногда они приобретают особые черты на один бой. Скажем, одного избранного вы сильно ранили мечом - так при следующей вашей встрече у него будет полная неуязвимость к ближнему бою.

Другие повстанческие фракции

Как оказалось, в этом мире вы не единственные повстанцы. Появление избранных заставило выйти на поверхность несколько новых группировок. И поскольку Убийца, Охотник и Колдун до конца игры имеют все шансы стать непреодолимыми соперниками для вас, самое время обзавестись союзниками в этой войне. Каждая из трех фракций имеет свои особенности, специализацию, мотивацию, мировоззрение... и так уж сложилось, что они терпеть друг друга не могут.

Жнецы - непревзойденные мастера стелса, которые поклоняются вору Гарретту и Сэму Фишеру (даже одеваются похоже). В отличие от стандартной "незаметности" вашего отряда, которая срывается с первым же выстрелом, Жнецы имеют специальный режим "тени". Он обнаруживает бойца не сразу, а постепенно - за это время ваш Жнец может заснайпиты несколько врагов и заложить мину-другой.

Пехоту армии оккупантов составляют гибриды людей и сектоидив, которые значительно быстрее, сильнее и выносливее оба вида. Впрочем, время в этих ХСОМвских урук-хаев воля настолько сильна, что мутация не способна вытереть человеческое сознание, поэтому они бегут из армии. Именно такие дезертиры сплотились и стали Боевиками.

А с храмовниками не все так просто. В их распоряжении есть только энергомечи с Halo и несколько псионичных трюков. Штука в том, что в начале боя они могут сравнительно мало - с каждым следующим ходом они накапливают очки "фокуса", которые будут давать доступ к всякий раз сильных умений. Если ваш храмовники проживет на поле боя достаточно долго, то он сможет отражать атаки (а со временем перенаправить их во врагов), призывать собственного боеспособного призрачного клона и даже накрывать весь экран мощным псионичным штормом.

Как видим, бойцы упомянутых группировок - непревзойденные в своей роли, дефолтные солдаты вашего отряда в принципе на подобные вещи не способны. И чтобы получить возможность завербовать себе хотя бы одного жнеца, боевика или храмовников, придется попотеть и наладить хорошие отношения отношения с фракцией. Для этого придется выполнять дополнительные миссии, на которые можно будет отправлять только двух-трех бойцов. Конечно, придется выбирать, кому предоставлять преимущество, однако если порвать свои штаны за 40 гривен, то можно будет подружиться с тремя фракциями время (за это дадут отдельную ачивки!)

Новая система развития бойцов

Жнецы Боевики и Храмовники - крутые, словно яйца, но система их развития отличается от обычных солдат. А все потому, что они получают умение не за повышение в звании (нет у них такого), а за специальные очки навыков. Здесь стоит начать издалека: отныне у каждого бойца (обычного или фракционного) появляется параметр "боевой интеллект", который типа как определяет, с какой скоростью ваш воин приобретает практические навыки в бою. Именно так, за сам факт боя вы ничего не приобретаете; вознаграждаются только грамотные тактические решения (обходите врага с фланга, занимаете высоту, используете слабые стороны определенного врага и т.д.). Больший показатель боевого интеллекта - больше очков развития вы получите в конце задачи.

Что интересно, все полученные очки не закреплены за конкретным бойцом, а идут в один общий пул. Они прежде всего нужны для улучшения фракционных воинов, однако если вам не нужна убермашина смерти в лице боевика, ниндзя-снайпер жнец или футуристический маг 120-го уровня, за эти очки можно развивать обычных воинов, разблокируя им оба умения определенного звания или вообще навыки совершенно другого класса.

Партизаны или террористы?

Когда вышла ванильная ХСОМ 2, мы грустили, что разработчики быстро сдались и не стали развивать тему терроризма. Мол, это не террористы, а однозначно хорошие и благородные повстанцы-освободители. И War of the Chosen пусть не полностью, но частично позволит нам взглянуть на глобальную ситуацию с другой стороны баррикад. Теперь после сюжетных миссий будут транслировать выпуски официальных новостей, где наши действия описывать с точки зрения коллаборациониста. Наконец хоть как-то игроку скажет, что он часто ставит мирное население под угрозу, наносит непоправимый ущерб городам и не является такой уж однозначно хорошей силой.

В ответ на это наша база будет иметь свою радиостанцию ​​и так же после каждого важного задания местный ди-джей ведет уже нашу пропаганду в нашу пользу. Казалось бы, мелочь, но изрядно приятно, что разработчики все же пытаются решить проблему однозначности мира ХСОМ и показать зубы.

Ну и теперь самое крутое - Фотобудка! После каждой миссии уцелевшие воины становятся в произвольных позах, и игра позволит вам сделать снимок победителей, который затем используется в качестве пропаганды для сопротивления. Но вы можете кастомизировать фоторежим: накладывать фильтры, текст, передвигать бойцов, менять позы и фоткаться в любое время на базе. А если ваши солдаты еще и побратались, то они будут иметь набор уникальных поз! Сделанные снимки игра не просто сохранит в отдельную папку, но и размещать на стенах зданий во время миссий (пропаганда же!). Черт, как же это прекрасно!

После серии небольших DLC разработчики Firaxis Games выпустили настоящее дополнение - большое, сложное и проработанное до мелочей. И с ним отличная игра XCOM 2 стала поистине великолепной.

Релиз сиквела в 2016 году стал одним из самых главных событий для любителей пошаговой тактики. Игра получила множество наград и по версии многих изданий стала лучшей пошаговой игрой года. И даже не потому что жанр в последние лет пять напоминает что-то вроде заброшенного городка с перекати-полем - XCOM 2 была реально классной.

Фракции Сопротивления

Аддон XCOM 2: War of the Chosen устанавливается поверх оригинала и перерабатывает практически все имеющиеся в нем механики, а также добавляет новые.


Прежде всего это абсолютно новая система фракций. Если раньше бой с инопланетными захватчиками вели исключительно бойцы XCOM, которым изредка помогали разрозненные силы повстанцев, то теперь на многострадальной планетке появились три новые силы - Жнецы, Заступники и Храмовники.

У каждой из этих группировок есть своя четко прописанная история. Например, Жнецы - это наиболее радикальные из повстанцев под началом русского ксенофоба по кличке «Волк». Они полностью отрицают использование инопланетных технологий и воюют по старинке - собираются в партизанские отряды и устраивают диверсии с СВД наперевес.

Еще одна фракция - Заступники - представляет собой «забракованный» отряд «Адвента», который восстал против Старейшин (это самые главные у пришельцев) и решил мстить им за то, что они превратили их из людей в гибридов.

Фракции харизматичные и по-своему уникальные, но вот незадача - все они ненавидят друг друга, а потому использовать возможности всех сразу будет трудно. Да и не особо-то они горят желанием сотрудничать с XCOM, ведь эта организация уже один раз проиграла войну.

Чтобы склонить их к сотрудничеству и возможно даже помирить между собой, придется выполнять новые миссии, оказывать поддержку во время нападений «Адвента» и вообще помогать любыми способами. Наградой за поддержку станут новые бойцы - по одному новому классу на каждую фракцию.

Брошенные города и Странники

С приходом фракционной механики появились и новые задания и даже полностью новый тип карт - брошенные города. Они стали первой целью пришельцев еще в первой части, и за годы биологических атак людей в них уже не осталось, только странные зеленые наросты повсюду и толпы безумных человеческих оболочек.

Последние в игре именуются Странниками, на деле это самые обычные зомби. В отличие от всех остальных врагов в XCOM 2, Странники берут числом, нападая группами по 5-8 особей. Они довольно быстрые, но атакуют только вблизи, поэтому главной задачей при встрече с ними становится правильная логистика. Если персонажа окружат, то он, считай, труп.

Чтобы наиболее правдоподобно отобразить всю «зомбоидную» сущность Странников, девелоперы даже изменили боевую систему. Если член отряда убивает зомби своим основным оружием, то он получает еще одно очко действия.

Его можно потратить на тактическое отступление или сделать еще один выстрел. Таким образом, за один ход персонаж может убить целую кучу врагов, если, конечно, у него достаточно патронов.

Избранные и глобальная карта

В то время как люди перевооружаются и организуются в мощное Сопротивление, инопланетяне тоже постоянно развивают свою военную доктрину. В XCOM 2: War of the Chosen были введены особые противники - Избранные.

Всего их три штуки, и каждый представляет собой очень сильного босса, который всеми силами стремится уничтожить «Мститель» (мобильную базу игрока) и весь его персонал. Старейшины пообещали подарить всю Землю тому, кто сделает это первым, так что это действительно серьезный повод для волнения.

Каждый Избранный контролирует определенный регион на карте. Каждый раз, когда игрок начинает выполнять там задание, есть шанс, что Избранный лично посетит поле боя. Убить его обычным способом нельзя, а он, напротив, запросто может перебить весь отряд.

Более того, по ходу выполнения задания Избранный может похитить наиболее ценного бойца.

Чтобы вернуть его в строй, придется провести спасательную операцию. Именно так разработчики решили заставить игрока развивать разных бойцов, а не только основной состав.

Для победы над Избранными нужно выполнять миссии в их регионах и постепенно собирать разведданные. Тогда можно выявить их слабые стороны и в конечном итоге дать решающий бой!

Новые миссии и противники

Еще на выходе XCOM 2 многие люди ругались на большое количество заданий с ограничением по времени. Их действительно было многовато, но мотивация разработчиков понятна: так они хотели заставить игроков проявлять больше инициативы при выполнении миссий, а не ловить врагов на «овервотче».

Впрочем, критику Firaxis приняли и постарались исправиться. В War of the Chosen появились новые задания, и среди них много таких, которые дают возможность поиграться подольше, без постоянной спешки.

Вместе с этим в ряды «Адвента» влились новые виды противников. Всего их три - призрак, чистильщик и жрец. Первый действует скрытно и создает иллюзии, второй выжигает локации и заодно ребят XCOM напалмом, а третий вовсю использует пси-способности - вгоняет бойцов игрока в стазис, устраивает ментальные атаки и так далее.

Другие изменения

Все описанное выше - это лишь вершина айсберга, самые основные нововведения.

Их очень много, полностью и не перечислишь. Но мы все-таки попробуем:

  • Полный ребаланс всего оружия с учетом нового снаряжения и классов;
  • Система развития социальных связей между бойцами: при удачных совместных вылетах люди формируют боевые связки и эффективнее действуют в паре;
  • Для разнообразия многие миссии получают уникальные модификаторы SITREP , которые могут давать бонусы или усложнять прохождение;
  • Соревновательный режим испытаний сообщества: нужно проходить заранее спроектированные задания и стараться получить наилучший результат;
  • Ручное создание «памятных» плакатов с оперативниками: можно настроить целую кучу опций от поз до гарнитуры шрифта.
  • Практический смысл, правда, отсутствует.
  • Доведенная до ума техническая часть : разработчики уже исправили все проблемы оригинала, так что теперь игра действительно соответствует своим системным требованиям.

Наверняка что-то забыли, но, короче говоря, War of the Chosen - это очень большое дополнение.

Убийца холодных вечеров

War of the Chosen - это отличный повод вернуться на поля сражений XCOM 2 и вновь провести в этой замечательной игре несколько десятков холодных вечеров.

Или не очень холодных, ведь играть в обновленную пошаговую стратегию от Firaxis Games ну очень интересно.

Разработчики действительно «перелопатили» практически все аспекты игры и дополнили их новыми элементами. Благодаря этому повторные прохождения становятся еще более непредсказуемыми и уникальными, а простор для «хардкора» никогда не был таким широким.

Рассказ о том, почему в засаде теперь посидеть точно не получится

Отправить

Попила немало крови у любителей «засадного» стиля игры - таймеры и задания с особыми условиями просто не давали возможности использовать «Наблюдение» как универсальную тактику на все случаи жизни. И в дополнении разработчики продолжили гнуть свою линию, только сделали это более изящно и масштабно.

Первое, что стоит знать о , это то, что перед нами не стандартное DLC, которое «прикручивают» к игре в конце или сбоку. Подобно для первой части, «Война Избранных» встраивается в структуру базовой игры, добавляя в нее новые геймплейные механики, контент и расширяя сюжет за счет побочных линий. А еще дополнение делает игру... нет, не более сложной в обычном понимании этого слова. Скорее она становится требовательней к геймеру и перестает прощать даже незначительные ошибки, взамен давая существенно расширенный набор возможностей.


Ключевым изменением стали вынесенные в заголовок дополнения «Избранные» - элитные инопланетные командующие, посланные старейшинами для урезонивания распоясавшегося сопротивления XCOM. Они, поделив между собой контроль над глобальной картой, ведут охоту на Командующего (т.е. вас), собирая данные, подстраивая пакости Сопротивлению и подготавливая атаки на «Мститель». А главное - Избранный может появится на поле сражения в любой операции XCOM, которая проводится на подконтрольной ему территории. Что, понятное дело, резко осложняет жизнь бойцам игрока, ведь помимо выполнения основной задачи им приходится отбиваться от нападений шустрого босса с кучей навыков. И даже победа над ним конца безобразию не положит: злодей отступит в свой штаб, залижет раны и начтет все по новой. Единственный способ окончательно избавиться от Избранного - уничтожить его штаб, найти который можно при помощи взаимодействия с новыми фракциями Сопротивления.

Фракций этих три (Жнецы, Заступники и Храмовники), и они стали основой новых возможностей дополнения. Во-первых, фракции поставляют в ряды XCOM новые классы бойцов с собственными навыками и стилями ведения боя. Во-вторых, совместно с Сопротивлением проводятся «Секретные операции» - специальные задания в текстовом формате, на которые можно отправить своих бойцов, инженеров и ученых для собора данных об Избранных или для получения ценных ресурсов. Наконец, по мере роста влияния на фракции сопротивления, открывается доступ к «Приказам» - местному аналогу перков, дающих бонусы как на глобальной карте, так и в ходе боевых операций.




Появилось в War of the Chosen и несколько новых типов врагов, особое место среди которых занимают «Странники» - тщедушные зомби, населяющие заброшенные города. Они способны атаковать только в ближнем бою и не имеют особых способностей, но прут нескончаемой толпой, стимулируя игрока к активным, но аккуратным действиям. Прикончив странника, боец получает дополнительное очко действия, благодаря чему можно эффективно мочить многочисленные орды зомби. С другой стороны, звуки боя (а особенно - взрывы) привлекают все новых Странников, да и их уничтожение не бывает целью миссии - вам все еще надо что-нибудь захватить, кого-нибудь замочить и куда-нибудь пробраться. Поэтому отсидеться на «Наблюдении» опять-таки не получится: нужно двигаться, рисковать, придумывать новые тактики.

Бойцы научились уставать - побывав на нескольких заданиях подряд, даже не получивший ранений солдат начнет получать штрафы к характеристикам и становится склонным к панике. Поэтому одним набором бойцов играть не выйдет - им периодически нужно давать время на восстановление сил. Зато теперь воины умеют формировать взаимосвязи: после нескольких успешных операций они могут стать напарниками, а действия в связке сделают их эффективней. Чем крепче связь - тем выше получаемые от нее бонусы. Но если один из напарников погибнет, второй может и пригорюниться сильно.



Помимо вышеозначенных нововведений, в , естественно, появились новые типы локаций, технологий, оружия и брони. К ученым иногда стало приходить вдохновение (исследование какой-нибудь технологии может идти быстрей, если начать его когда ваших подопечных озарит), а генератор локаций больше тяготеет к созданию многоуровневых локаций. И, наконец, по субъективным ощущениям игра стала быстрей загружаться и работать немного стабильней - мелочь, а приятно. Еще бы кинематографической камере мозги вправили...

Привнесла в еще много мелких изменений и улучшений (новые типы миссий и режим испытаний, к примеру), о которых не стоит рассказывать подробно. Но все они созданы ради одной цели - сделать игру более разнообразной, динамичной и требовательной к игроку, дав ему при этом множество новых инструментов. Лучше всего допонение описывается словом «больше». Больше задач, больше возможностей, больше драйва. Но и больше шансов продуть бой и всю кампанию, приняв парочку неверных решений. И это очень правильный вектор развития игры.

Компания Firaxis продолжает славную традицию по выпуску объемных дополнений. DLC, в достаточно большом количестве вышедшие для XCOM 2 за полтора года после ее релиза, вполне ожидаемо не добавили в игру ничего, что сподвигло бы меня проходить ее снова. Нет, конечно, кто-то наверняка постоянно штурмует новые высоты в плане уровней сложности и получения самых редких достижений, но по-настоящему XCOM 2 изменилась лишь несколько дней назад – с выходом аддона War of the Chosen.

Теперь у нас есть три новых врага – те самые Избранные из названия игры, любой из которых может выскочить как черт из табакерки почти в любой случайной миссии. К счастью, высокомерные и весьма болтливые инопланетяне не кооперируются друг с другом или с тройкой уродов из Alien Hunters. Или же к сожалению… В любом случае, подлецов просто так убить нельзя: они обязательно будут возвращаться снова и снова, пока вы не возьмете штурмом их личные цитадели.

Злодеи получились любопытные, хотя на фоне «королевских» монстров они не выглядят особенно страшными. Одна из них предпочитает ближний бой, второй – псионик, третий же может стрелять из снайперской винтовки почти через всю карту. Другое дело, что он заранее указывает свою цель и зону поражения, так что если из нее убраться до конца хода, то ничего страшного он вам точно не сделает. И все они действуют примерно в таком ключе: вроде и солидные ребята с большим количеством сильных сторон (например, защита от взрывов) и малым – слабых, но некоторые их уловки уж слишком легко обходятся. Да и крепости их меня откровенно опечалили: все три боя с «боссами» проходили в похожих условиях и примерно по одному сценарию, разве что каждый следующий был чуть легче из-за того, что мои бойцы были опытнее и лучше экипированы. В том числе превосходным оружием уже побежденных Избранных.


Впрочем, игнорировать трио злодеев в любом случае не получится, потому что они вредят не только «в поле», но и на глобальной карте. Для противодействия им в игре появились три фракции Сопротивления, каждая из которых позволит выследить соответствующего «босса», выполнит специальные приказы (читай: одарит бонусами) и поделится собственными рекрутами, наделенными уникальными наборами умений, открываемых за специальные очки.

Жнецы, например, специалисты по скрытным операциям: они могут даже убить инопланетянина и все равно остаться замаскированными. Этот вопрос, правда, вполне в духе XCOM решается случайным образом, поэтому выстраивать на базе этой особенности тактику довольно опасно. Еще у нас есть перебежчики из «Адвента», которые по умолчанию стреляют два раза за ход, притягивают врагов к себе и т.п. Особенно забавной получилась группировка псиоников: эти после удара в ближнем бою получают дополнительное действие для того, чтобы убежать в укрытие. Вот бы рейнджерам так!


Теперь освободительная война ведется еще и на экране спецопераций, которые проходят без вашего участия, но сильно влияют на игровой процесс. Награды за успех бывают самые разные: повышение бойца в звании (отличный способ прокачки оперативников, засидевшихся на скамейке запасных), улучшение характеристики, ресурсы, найм новых сотрудников, снижение прогресса проекта «Аватар»… Того самого, из оригинальной XCOM 2: сюжетную-то линию дополнение не меняет. В общем, выгода от таких вылазок, которые проходят без участия игрока, очевидна.

Но возможны и осечки – тогда придется лично эвакуировать солдат (обычно – 2-3 человека) из зоны, в которую постоянно прибывают подкрепления противника. Это лишь один из нескольких новых типов заданий, появление которых оживило кампанию XCOM 2. Есть тут и операции по вызволению пленных бойцов из тюрем инопланетян, которые можно пройти без единого выстрела. Но больше всего разнообразия внесли не новые цели миссий и не оригинальные декорации: честно говоря, локации, состоящие исключительно из подземных тоннелей – сомнительное нововведение, потому как все подобные операции выглядят одинаково, а в окружении даже глазу не за что зацепиться. Нет, главные звезды дополнения после Избранных – странники.


В рядах инопланетян и их марионеток из «Адвента» тоже есть новобранцы: пехотинец-псионик, пехотинец-огнеметчик (советую добивать его издалека) и назойливое существо, которое умеет создавать копию вашего подопечного, одновременно выводя его из игры. Но все это не сказать, чтобы особенно необычно, а вот странники – совсем другое дело. Так называются похожие на зомби монстры, которые обитают в опустошенных захватчиками городах. Они выглядят как зомби, реагируют на происходящее на карте как зомби, атакуют только в ближнем бою как зомби и даже ходят преимущественно толпами. Как зомби. Но называются странниками.

Подвох в том, что эти твари в некоторых миссиях будут появляться в огромных количествах. Взорвали гранату? Странники услышат и прибегут. Устроили шумную перестрелку с «Адвентом»? Вот уже и орда странников выруливает из-за угла. Политических предпочтений у этих ребят нет в принципе, поэтому они с удовольствием бьют как ваших солдат, так и инопланетных. Еще один важный момент: если пристрелить «ходячего», то вы получите дополнительное действие. Сделано это, очевидно, для того, чтобы отряд мог расчищать забитые мертвяками улицы и здания, потому что странников тут бывает не просто много, а невероятно много. Жаль, что подкрепления у них появляются каким-то уж очень халтурным образом: иногда они возникают на ровном месте буквально из воздуха.


В целом, War of the Chosen вносит множество правок в XCOM 2, даром что далеко не каждую из них можно назвать важной. Скажем, дружеские отношения между оперативниками мне не кажутся особенно полезными. А вот усталость бойцов по-настоящему влияет на ход освобождения Земли, потому что любимчиков брать на каждое задание теперь едва ли получится. Или другая мелочь: помните акции устрашения несогласных? Теперь на некоторых из них мирных граждан бывает больше, но их прикрывают управляемые ИИ сопротивленцы. Вопреки всем ожиданиям, «пушечное мясо» на самом деле бывает довольно полезно.

И пускай даже краткое описание ключевых изменений, вносимых в оригинальную XCOM 2 дополнением, занимает пару страниц текста, War of the Chosen – это отличный, но все-таки аддон. С ним XCOM 2 разрастается вширь, но не в ввысь или, если угодно, вглубь. XCOM 2 – это постоянные миссии с таймерами. По ощущениям их стало меньше, но на деле даже на тех операциях, где нет счетчика ходов, вас будут подгонять, скажем, толпами странников. XCOM 2 – это забавные решения ИИ, из-за которых солдат пробежке по прямой линии порой предпочитает забраться на крышу соседнего здания, чтобы через пару метров спрыгнуть с нее. Или тяжелые механические враги, разрушающие объекты, которые им поручили патрулировать. XCOM 2 – это вездесущий генератор случайных чисел и очень малое количество сюжетных заданий. После победы над всеми Избранными вы кроме их вещичек ничего толком и не получите. Дескать, избавились от угрозы – и ладно.


Новые классы хороши, вот только лично я заканчивал кампанию с проверенными десятками часов битв солдатами, а не с представителями экзотических группировок. Пройти XCOM 2 еще раз было приятно: в стратегическом режиме забот значительно прибавилось, да и в сражениях появились новые переменные. Но у меня не было ощущения, что я запустил совершенно новую игру. Поймите меня правильно: отличный аддон и должен как следует раздвигать рамки привычного по оригинальной игре. Но – не более того. Лично мне отдельные особенности Enemy Within нравились намного больше Избранных или фракций сопротивления, но в целом War of the Chosen заметно масштабнее дополнения к первой XCOM. Кстати, сама XCOM 2 стала резвее, а загрузки занимают меньше времени. Чья это заслуга – патча, какого-то DLC или аддона? Не знаю. Мелочь, а приятно.