Вы смотрите, но вы не замечаете? Развивайте наблюдательность! Наблюдение и наблюдательность: как развить эти навыки? Смотрим телевизор с выключенным звуком

Наблюдательность – свойство полезное и приятное. Похожие предметы, звуки, запахи, ощущения приобретают неповторимые черты, и мир становится объемным. Наблюдательностью обладает каждый, но не все замечают детали, как Шерлок Холмс.

Наблюдательность - способность видеть характерные особенности людей, предметов, явлений. Далеко не каждый может похвастаться наблюдательностью. Мы можем годами ходить по одной и той же улице и не замечать перемен, произошедших на ней за это время. Если, конечно, это не отремонтированный тротуар: отсутствие ям сложно не заметить, особенно если носишь каблуки.

Чаще всего наблюдательность проявляется на отдыхе, когда мы никуда не спешим и с любопытством рассматриваем памятники архитектуры, людей, чужой уклад жизни, а особенно понравившиеся детали запечатлеваем в памяти. В обыденной жизни наше внимание притупляется, рассеивается, мы смотрим, но не видим.

А ведь наблюдение - важная часть познавательного процесса. Значение имеет не наблюдение само по себе, а , которое за ним следует и из него выводится. Простейший пример: «В последнее время ты постоянно щуришься. Возможно, у тебя упало зрение».

Наблюдательность - ценное качество. Она дает нам возможность замечать не только то, что лежит на поверхности, но и то, что скрыто от наших глаз, а значит, лучше понимать происходящее. С ее помощью мы можем быстрее узнать другого человека и понять, чего стоит и не стоит ожидать от него в будущем. (Кстати, способности «ясновидящих» объясняются их необычайной проницательностью.) Наблюдательность помогает нам правильно оценить ситуацию и принять верное решение.

Наблюдательностью отличаются художники, писатели, ученые, а есть профессии, в которых без нее просто никуда. Например, детектив.

Знаменитый герой книг Артура Конан Дойля Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность - его вторая натура.

Феноменальная способность Эркюля Пуаро, героя романов Агаты Кристи, обращать внимание на мелочи и интуиция позволяли ему быстро находить преступников.

Психолог-практик Патрик Джейн, которого в известном сериале «Менталист» сыграл актер Саймон Бейкер, также обладал наблюдательностью, умением видеть детали, на которые другие детективы не обращали внимания, и на их основании делал умозаключения о том, как и кем было совершено преступление. К его неоценимым услугам прибегало Калифорнийское бюро расследований.

Следить за ходом мысли детективов и сыщиков - немалое удовольствие, и начинаешь поневоле завидовать их проницательности «белой завистью». Хорошая новость: наблюдательности можно научиться!

Как стать Шерлоком Холмсом?

Начать лучше с самых простых упражнений, развивающих : человек с плохой зрительной памятью, как правило, не отличается наблюдательностью.

Американский психолог Джон Аткинсон предложил некоторые упражнения, развивающие наблюдательность.

1. Рассматриваем предметы и запоминаем, как они выглядят

Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Большинство людей смотрит, но не замечает.

Проверим это: возьмем какой-нибудь предмет - книгу, вазу, игрушку, цветок, внимательно посмотрим на него несколько секунд, запечатлевая в памяти, закроем глаза и попытаемся описать максимально точно. Затем откроем глаза и проверим, насколько наше описание соответствует действительности.

Снова закрываем глаза и представляем этот же предмет с уже уточненными подробностями. И снова себя проверяем. Делаем так до тех пор, пока не останется незамеченных деталей.

2. Отражаем мысленные образы на бумаге

Опять берем какой-нибудь не слишком простой предмет, рассматриваем его, убираем и мысленный образ переносим на бумагу. Не обязательно иметь художественные способности, ведь главное здесь - вспомнить и отразить все детали, характеризующие данный предмет. Когда нам покажется, что мы уже справились с заданием, можно еще раз окинуть предмет взглядом, убрать его и дорисовать недостающие детали. Получившийся в результате наших стараний рисунок должен полностью соответствовать выбранному предмету.

3. От деталей к общему

Если в первых двух упражнениях мы сначала рассматривали предмет в целом, а затем переходили к деталям, то сейчас начнем с деталей.

Многие ли из нас легко запоминают лица новых знакомых? Вряд ли. Если нас попросят, мы не сможем составить фоторобот даже хорошо знакомого нам человека. Мы помним его лицо в целом, но не замечаем, какие у него нос, уши, губы, брови, нос, овал лица и даже цвет глаз, если, конечно, они не каких-то выдающихся размеров, из-за чего на них нельзя не обратить внимание.

Приучаем себя смотреть на людей более внимательно, замечая малейшие подробности их наружности. (Конечно, чтобы не вызвать недоуменных взглядов, это нужно делать незаметно. Удобнее всего рассматривать людей в очереди, кафе, транспорте. Можно наблюдать не только за их внешностью, но и за мимикой, жестами, позами и на основе их поведения пытаться разгадать характер, настроение.) И вскоре мы уже будем замечать и запоминать чужие «приметы» машинально.

Для закрепления результата мысленный портрет человека перенесем на бумагу.

4. Описываем несколько предметов

Попросим кого-нибудь положить на стол до десяти предметов и накрыть их платком. Убираем платок, 10 секунд рассматриваем предметы и снова накрываем. Затем подробно описываем их на бумаге и сверяем с лежащими на столе. По мере развития зрительной памяти количество предметов нужно увеличивать.

Таким же образом можно рассматривать витрины, тем более что ничья помощь по подбору предметов тут не потребуется.

5. Читаем по-новому

Охватываем взглядом сначала несколько слов, затем строчку, несколько строчек, абзац, при этом вникая в смысл прочитанного. Таким навыком уже обладают некоторые люди, привыкшие почту, газеты и журналы.

6. Описываем обстановку

Обстановка комнат в нашей квартире или доме нам уже столь хорошо знакома, что мы легко передвигаемся по ним даже с закрытыми глазами. Поэтому мысленно «сфотографируем», к примеру, рабочий кабинет, запишем увиденное и сверим с тем, что мы имеем в действительности.

Вполне вероятно, что мы не ответим даже на элементарные вопросы, касающиеся интерьера. И, возможно, не скажем точно, что из себя представляет стул, на котором мы сидим вот уже несколько лет.

7. Смотрим телевизор с выключенным звуком

При отсутствии звука мы будем более внимательно смотреть на экран, стараясь по действиям героев понять суть происходящего. По движениям их губ, мимике, жестам мы постепенно научимся понимать смысл сказанного. Таким образом будет развиваться наша наблюдательность.

8. Воспользуемся советом от замечательного наблюдателя - писателя К. Паустовского

«Хороший глаз - дело наживное, - говорил он. - Попробуйте месяц-два смотреть на все с мыслью, что вам это нужно обязательно написать красками. …Через 2-3 дня вы убедитесь, что до этого не видели … и сотой доли того, что заметили теперь. Через 2 месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».

9. Находим в интернете тесты на наблюдательность

И , каких результатов мы достигли за время тренировок.

Кстати, в Интернете можно найти и онлайн-тренажер для развития памяти и внимания Wikium. Сначала нужно пройти тестирование существующего уровня наблюдательности, а затем в соответствии с ним предлагается определенная программа тренировок.

Внимательность и наблюдательность - это важные составляющие жизни каждого человека. Но порой мы встречаем людей или сами являемся теми, кто просто не привык с детства быть внимательным. Обычно такие люди смотрят вокруг, но ничего не замечают. Все дело в привычке человека наблюдать.

Общие понятия

Если подойти к кому-нибудь из семьи и попросить подробно описать, как выглядит гараж на даче, вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, очевидные детали люди просто не обращают внимания. Кто-то выскажется против и заявит, что обращать внимание на детали - это перегрузка памяти и захламление мозга ненужной информацией. С одной стороны, это верно, но с другой - это хорошая привычка. Во-первых, такие умения позволят быстрее улавливать суть и делать анализ, а во-вторых, может стать отличной помощью в разрешение неблагоприятных ситуаций. Так что такие черты характера или свойства личности, как внимание и наблюдательность, важны как никогда.

Что такое внимательность и внимание?

В первую очередь, внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это не только способность наблюдать, но и вовремя реагировать на состояние окружающих, быть чутким и понимающим. Внимательность серьезно влияет на познавательную деятельность, на интеллект и ум, а также положительно сказывается на результатах работы. А вот понятие «внимание» уже имеет иной характер - это избирательная направленность на определенный объект и полное сосредоточение на нем.

Что такое наблюдательность

В первую очередь, данное понятие отражает способность человека обращать внимание на существенные свойства и детали как людей, так явлений и предметов. И если многие считают, что умение подмечать даже самые мелкие детали - навык бесполезный, то они глубоко заблуждаются, ведь наблюдательность важна и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.

Зачем развивать наблюдательность?

Такой навык имеет важное значение в жизни. Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:

  • В первую очередь, наблюдательность дает возможность гораздо лучше понимать все, что происходит вокруг, то, что скрыто от глаз обычных людей. Способность видеть схожесть в разном и различия в одинаковом - это настоящее искусство.
  • Развитие наблюдательности способствует раскрытию потенциала, сущности другого человека, а также позволяет предвидеть его будущие поступки.
  • Высокий уровень наблюдательности позволяет людям в кратчайшие сроки оценить ситуацию и принять грамотное решение.
  • Наблюдательность - это источник вдохновения, это новые идеи, это способность видеть в привычных вещах что-то новое. Многие великие ученые, художники, писатели, изобретатели творили именно благодаря тому, что умели увидеть в серости что-то новое и яркое.

На сегодняшний день наблюдательность - это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе - это и есть задача современного общества.

Как развить наблюдательность?

Уровень наблюдательности прямо пропорционален уровню развития памяти. Так как же научиться видеть по-настоящему? Стоит отметить, что для развития навыка следует не только запоминать увиденное или услышанное в деталях, но и пропускать полученную информацию через себя. Никогда не закрывайтесь от новых знаний, будьте более восприимчивы, в процессе наблюдения не забывайте думать и анализировать, чтобы полученная информация осталась, а не улетучилась вместе с мыслями. Например, К. Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что умение "видеть" основывается на чувствительности зрительного анализатора. Он писал о том, что наблюдательность - это дело наживное. А натренировать себя можно следующим упражнением. Русский писатель предлагал людям ежедневно на протяжении месяца смотреть на все вокруг с мыслью о том, что прямо сейчас вам нужно будет в деталях нарисовать то, что вы видите. Смотрите на людей так, на природу, на окружающие вас предметы и явления. Вы удивитесь, сколько не замечали раньше, а уже через некоторое время это войдет в привычку.

Упражнения на развитие

Помимо упражнения Паустовского, существует еще два простых, но очень эффективных способа развить наблюдательность личности:

  • Упражнение № 1 - самое простое и эффективное. Суть его заключается в умении видеть обычные вещи. Возьмите какой-нибудь предмет, первое, что попадется под руку. Это может быть телефон, книга, утюг, чашка, и поставьте его перед собой. Спокойно, а главное - очень внимательно, рассматривайте вещь, попытайтесь максимально точно запомнить ее. Теперь следует закрыть глаза и мысленно воссоздать образ в точности со всеми деталями. Затем можно снова открыть глаза, посмотреть на предмет и понять, чего не хватило мысленным представлениям. И далее снова закрываем глаза для того, чтобы усовершенствовать образ, который сложился в голове.
  • Когда с первым упражнением вы будете справляться на ура, можно переходить ко второму. Теперь нужно мысленный образ перенести на бумагу. И совсем неважно, рисуете вы как Сальвадор Дали или как пятилетний ребенок. Просто изобразите то, что представляете в голове. Когда предмет будет нарисован, посмотрите на него в живую и добавьте недостающие детали

Эти простые упражнения помогут развить такой навык, как наблюдательность человека. Уже через несколько недель занятий будет заметен результат, который вас порадует. Теперь вы не посмотрите на мир, как прежде, теперь даже в самых обыденных вещах можно будет увидеть что-то неизведанное.

Мы много чего видим, но при этом далеко не все замечаем, а все из-за того, что не развивали в себе навыки наблюдательности, которая, прежде всего, состоит в нашей способности видеть главные свойства различных предметов и людей.

Но есть и хорошая новость – заниматься саморазвитием никогда не поздно, можно начать прямо сейчас, а наша статься подскажет вам, в каком направлении двигаться.

Посторонний наблюдатель может иногда лучше понять положение,
чем тот, кто является частью его.
Роджер Желязны. Хроники Амбера

Как развивать наблюдательность?

Не нужно впадать в отчаяние лишь от того, что ваша наблюдательность оставляет желать лучшего. Это означает только то, что вам придется потратить некоторое количество времени на ее развитие.

Для этого, кстати, есть простые, но очень эффективные упражнения:

  1. Возьмите в руки любую вещь и внимательно рассмотрите ее, пытаясь запомнить даже самые незначительные детали . После этого закройте глаза и мысленно представьте эту вещь во всех подробностях. Потом вы можете открыть глаза и снова рассмотреть свой предмет, отметив, что именно вы не вспомнили – закрывайте глаза и дополняйте уже существующий образ новыми деталями. И так до тех пор, пока ваш мозг не отобразит предмет так, как он выглядит в реальности.
  2. Если первое упражнение получилось, то отложите выбранный вами предмет, и перенесите по памяти его образ на бумагу . Опять же, вы должны указать все подробности.
  3. Возьмите какую-то и вещь и обратите внимание на ее детали, а не на образ в целом . Таким образом вы научитесь запоминать отдельные части целого, а потом, на их основе, делать выводы.
  4. Пусть кто-то положит на стол десяток разных предметов, на которые вы посмотрите в течение нескольких секунд , а потом отвернетесь. Попытайтесь запомнить все эти предметы и подробно описать .
  5. По вечерам вспоминайте, как прошел ваш день, кого вы видели и что говорили, вспоминайте все детали и происшествия – это научит вас наблюдательности.

Наблюдательные люди могут охватить взглядом гораздо больше, чем другие. Именно благодаря развитию навыка наблюдательности они могут с легкостью понимать эмоции и чувства человека, о которых он не говорит вслух.

Как определять чужие эмоции?

Уже ни для кого не секрет, что язык тела у всех людей большей частью одинаков, и что бы они ни делали, изменить его не получится. Можно, конечно, научиться контролировать все эти проявления, но это доступно далеко не каждому человеку.

Поэтому, зная то, как проявляются основные эмоции людей, вы сможете дать характеристику их состоянию и выбрать подходящую линию общения:

  • Если человек зол, то его брови опускаются, он сжимает губы, а вдоль лба залегает глубокая морщина.
  • Если ваш собеседник испытывает отвращение, то уголки его губ приподнимутся, глаза он сощурит, а нос и лоб наморщит.
  • Испытывая страх человек широко распахнет глаза, приоткроет рот и поднимет брови.
  • Если он чувствует , то уголки гуд подняты, а глаза суживаются.
  • Во время печали глаза тоже сужены, брови и рот опускаются, подбородок дрожит.
  • Если же человек удивлен, то его зрачки расширены, рот приоткрыт, брови поднимаются.
  • Презрение выражается в прищуре глаз и приподнимании одного уголка рта.

Что нужно помнить

При анализе помните, что человек крайне редко испытывает только одну какую-то эмоцию – как правило, вы можете видеть их комбинацию. Поэтому для начала нужно все же как следует изучить каждую эмоцию в отдельности, а потом – их сочетание, и тогда вы точно не ошибетесь.

А ведь наблюдательность человека — это важная черта, которая помогает подмечать важные закономерности в происходящих событиях, встречаемых людях и явлениях. Практика показывает, что развитие наблюдательности — это вполне посильная задача, даже в том случае, если ты такой же невнимательный человек как и я.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность помогает лучше читать людей. Это когда ты по незанчительным деталям можешь понять то, что от тебя пытаются утаить. К примеру, человек может говорить одно, а неверабально его тело может подсказывать нам, что он, к примеру, лжет. Наблюдательность помогает отличать схожее и обращать внимание на закономерности в разном.

Развитие наблюдательности помогает понимать мотивы людей, что позволяет предвидеть, как они поступят в будущем. Это важно, к примеру, в деловых переговорах.

В общем и целом, наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас и соответственно — принимать более качественные решения. То есть наблюдательность — это важная составляющая человеческого интеллекта.

Наблюдательность и хорошее внимание — важное условие в досижении успеха во многих профессиях. Например, я часто допускаюошибки по невнимательности и поэтому мне нежелательно даже пытаться работать в качестве бухгалтера или контролера качества. Весьма вероятно, что мною будут допущены существенные ошибки. Однако это ни в коем случае не догма, так как наблюдательность и внимание вполне возможно развивать.

Как развивать наблюдательность и внимание

Подобно тому как мы можем развивать свои мышцы в тренажерном зале, точно также мы можем развивать и свои когнитивные способности, такие как память, внимание, концентрация. Но для того, чтобы получить заметные резульаты, потребуются сознательные и постоянные усилия.

Наблюдательность и внимание тесно переплетены с вашей памятью. Первое и самое простое, что ты можешь сделать — это начать обращать внимание на какие-то мелочи, на которые ты никогда не обращал внимание. Попробуй запомнить лица и имена баристы в твоей кофейне, попробуй обращать внимание на какие-то мелкие детали и сопоставляй их с тем, что происходит. Например в супермакрете смаотри, что находится в тележке у людей из очереди и как они выглядят. Ты сразу поймешь, какую еду следует брать, чтобы выглядеть толстым и с пивным животом или худым и стройным.

Анализируйте то, что случайно попадает вам на глаза или то, что ты слышишь из случайных разговоров. Иногда это может показаться бестолковой болтовней, но иногда можно услышать весьма интересные вещи иди найти новые и интересные знакомства. Вглядывайтесь в привычные вещи и вы найдете немало инересного для себя.

Например, я планирую в будущем открыть мини-кофейню. И сейчас каждый раз, когда я заглядываю в подобную точку — я вдумчиво изучаю, какие там стоят кофе-машины, какое имеется оборудование, а также как работают сотрудники. Это очень интересно! Раньше я ни на что из этого не обращал внимание и мне казалось, что в подобном бизнесе все просто — есть кофе-машина и есть сотрудник кофевар. Но когда я стал пристально приглядываться к этому виду бизнеса, то мне стало очевидным, что данный бизнес значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Упражнения американского психолога Джон Уильям Аткинсона для развития внимательности

  • В конце каждого дня перед сном вспомни какие события, люди и явления происходили в течение прошедшего дня. Делать это необходимо перед сном. Каких людей ты видел, вспомни выражени их лиц. Какие интересные вещи ты видел, что примечательного читал. По первости будет сложно вспомнить небольшие детали. Но со временем у тебя будет получаться все лучше и лучше.
  • Тренировка фотографической памяти . Попав в новое место или комнату попробуй взглядом запомнить все, что видишь, выйди из этой комнаты и запиши все, что удастся запомнить. Это может быть цвет объектов и стен, какие-то арт-объекты или мебель и даже размер помещения. Одним словом, ты должен постараться запомнить абсолютно все за короткий промежуток времени, и потом попытаться воспроизвести все на бумаге. Потом возвращаешься к месту и сравниваешь, что ты записал, а что упустил. Повторять операцию до тех пор, пока не добьешься совершенства.
  • Учитесь ловить суть статьи или главы книги максимально быстро . Не секрет, что в любом тексте есть большое количество воды и отвлеченных рассуждений. С помощью постоянной практики нужно попытаться научиться понимать все быстро. Когда ты много работаешь с текстами, то подобная способность появляется в виде профессионального навыка. Подобные способности обычно хорошо развиты, к примеру, у журналистов или у тех, кто длительное время занимался написанием диссертации.
  • В игровой форме можно попытаться запомнить десять разложенных кем-то перед тобой предметов . Смотришь на них в течение 10 секунд, потом отворачиваешь и записываешь список на листке бумаги. Таким образом тренируется память. Средний человек в состоянии одновременно удерживать в голове до 7 объектов. У многих этот показатель еще ниже. Но при помощи постоянных тренировок, а также с помощью различных ассоциативных техник запоминания возможности памяти можно существенно расширить.
  • Пробуйте запомнить мелкие детали наблюдаемого объекта. Это может быть одежда человека или особенности организации рабочего стола твоего коллеги. Тем самым ты сможешь развивать наблюдательность и, возможно, отметишь про себя какие-то интересные детали. К примеру, оказывается, что такой пиджак вполне сочетается с джинсами. При этом обращать внимание следует на мелкие детали, а не пытаться запомнить весь объект нахрапом целиком
  • Рисуйте по памяти , а потом сверяйтесь с оригиналом. Такой способ поможет развить визуальную внимательность и память. А после того как дело сделано, следует сверить рисунок с оригиналом. При необходимости дорисовать недостающие детали. Более простым вариантом может быть «рисование» объекта, на который вы какое-то время смотрели в своей памяти. Смотрите, скажем на здание. Потом закрываете глаза и пытаетсь его представить себе. Далее — открываете глаза и сверяетесь — все ли в вашей памяти соответствует действительности.

Тема 11. Психология наблюдательности и методика ее развития

ПРАКТИКУМ

(Материалы для студентов)

Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подме­чать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и при­обретается с опытом 1 .

Есть люди, которые от природы обладают наблюдательностью. Они помимо своей воли подмечают и запечетлевают в памяти все, что происходит вокруг. К сожалению, далеко не все сотрудники органов внутренних дел обладают этим необходимым качеством. Однако, при помощи определенных упражнений наблю­дательность можно развить.

Упражнение 1.

Интервал между сидящими в полукруге составляет 10 сантиметров. Локоть каждого слегка касается локтя соседа, сидящего справа и слева. Таким образом, локти играющих соединены в единую непрерывную линию. Один из группы, "водящий", располагается лицом к полукругу так, чтобы хорошо видеть всех.

Сигналом к началу игры может быть слово, звук, жест и т.д. По сигналу "начали" крайний в полукруге легким нажатием "посылает" двигательный "им­пульс" - толчок - локтю своего соседа, который, приняв сигнал, точно так же должен передать его дальше. Таким образом, "импульс" двигается по всему полу­кругу справа налево или слева направо.

Задача играющих в том, чтобы движение "импульса" было непрерывным, но таким, чтобы "водящий" не успел "засечь" по движению локтя момент передачи или приема импульса. Цель же "водящего" как раз и состоит в том, чтобы момент передачи зафиксировать, то есть "умудриться" поймать движение, которое от него скрывают. Если "водящий"правильно "засек" передающего или принимающего импульс, назвав его имя, то "пойманный" становится водящим, последний же занимает его место в полукруге и игра начинается снова.

Движение "импульса" не должно начинаться тотчас вслед за сигналом к игре. Начинающий игру может послать первый импульс с интервалом от 5 до 15 секунд после сигнала, как бы запутывая "водящего", чтобы не оказаться в ситуации пойманного тотчас, а улучая мгновение, когда он сумеет "обмануть" бдительного водящего.

Если "импульс" не ловится "водящим" в течение 1-2 минут, то руководитель занятия временно заменяет "водящего".

Роль "водящего" увлекательна тем, что поймать глазом само движение подчас очень трудно, и. он должен опираться на разные косвенные, дополнительные сигналы, и прежде всего на глаза играющих. В них, как правило, и содержится главный источник информации и движения "импульса", скрыть который, при всем желании, удается не всем и не всегда.



Игра требует честности со стороны играющих, ибо доказательство правоты "водящего" лежит подчас в психологической сфере, в сфере интуиции и трудно объяснимо словами. 1

Упражнение 2.

Одному из членов группы предлагается внимательно "осмотреть" аудиторию в течение нескольких секунд и затем, отвернувшись, ответить на ряд вопросов. В какой последовательности сидит группа?

Кто из присутствующих в форме? Кто в костюме? Кто в куртках? Что делали т.т....? Кто улыбался?

Какие книги лежат на столах? Их названия? Кто пострижен? Кто отсутствует на занятии?

Упражнение 3.

Хорошо ли Вам известен внешний облик товарищей по группе? Присмотри­тесь к соседу справа. Найдите в его облике то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей. Отвернитесь, и вспоминая соседа, опишите его нам. Каждый выбирает индивидуальный объект наблюдения из числа членов группы и внимательно изучает его.

Теперь отвернитесь от своего объекта и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, о ком идет речь. 2

Упражнение 4.

Группа образует круг. Испытуемый в центре.

Все отворачиваются от испытуемого на 180 градусов. Испытуемый должен дать описание глаз своих товарищей - их величину, форму, цвет и т. д.

Группа возвращается в исходное положение и испытуемый имеет возмож­ность проверить свою наблюдательность.

Затем ему дается 1-2 минуты на то, чтобы "вглядеться" в глаза своих коллег, стоящих в кругу. Распределите время - надо успеть в отведенное время рассмотреть всех.

Время. Испытуемый приступает к работе.

По команде "стоп" группа вновь отворачивается от испытуемого. А он начинает последовательно описывать глаза каждого из своих товарищей. Остальные члены группы проверяют правильность "описания". Поменяйте состав "круга".

Уменьшите время экспозиции испытуемого вначале на 40 сек., потом до 30, 20 сек., повторите упражнение. Задание должен выполнить каждый. 1

Шмойлов М.Г. Мастерство актера. Л., 1990. с.20-22

Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 81

Упражнение 5.

Группа делится на пары.

Каждый вспоминает о своем партнере, как он сидит, ходит, смотрит, слуша­ет, разговаривает, его излюбленные слова, его привычки, особенности. Попытай­тесь уловить своеобразие его " способа думать", догадайтесь о его самочувствии во время общения с Вами, а не с кем-нибудь другим - поймите его отношение к Вам. 2

Упражнение 6.

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть. Не спешите. До того, как идти, надо еще много сделать. Внимательно изучите пред­стоящий путь.

Попытайтесь мысленно с открытыми глазами проделать весь путь. Представь­те, как идете к столу, подходите к нему, садитесь. Закройте глаза. И мысленно проделайте тоже самое. Сколько мысленных шагов понадобилось Вам? Откройте глаза. Прикиньте, верно ли Вы рассчитали шаги.

Теперь закройте глаза и идите. У Вас должно быть ощущение, что двигаетесь в хорошо известном Вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться, на том ли Вы месте, где предполагали.

Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, не это нам нужно. Цель - развитие осознанного внутреннего видения. Поэтому, самое глав­ное, когда идете - старайтесь увидеть Ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что выполняющий упражнение действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть. 3

Упражнение 7.

На столе лежат несколько предметов: бумага, ручка, резинка. Испытуемому дается задание: в течение 15 секунд (в следующих сериях соответственно 10 и 5 сек.) "сфотографировать" эти предметы. Затем отвернуться и мысленно попы­таться описать, дав их пространственное расположение.

Упражнение 8.

На столе лежат несколько предметов: часы, ручка, портсигар, бумажник, книга и т. д. Испытуемый входит в аудиторию, 10 сек. "изучает" предметы, а затем отворачивается. Руководитель занятия меняет расположение предметов и предла­гает испытуемому восстановить на столе их исходное расположение.

Этому упражнению можно придать характер состязания, если вызвать не одного, а трех испытуемых.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 95

2 Там же, с. 210-211

3 Там же. с. 89

Упражнение 9.

Один из выполняющих упражнение садится на стул. Другой берет какой-либо предмет, закрывает его рукой и, подходя к сидящему, на счет " раз, два, три" показывает этот предмет и снова закрывает его. Сидящий рассказывает, что он успел рассмотреть за это время. В качестве предмета, например, может исполь­зоваться связка ключей 1 .

Упражнение 10.

Несколько человек выстраиваются в ряд. Испытуемый входит в аудиторию и рассматривает их 15 сек. После чего он выходит из комнаты. В это время стоящие меняются местами, одеждой, изменяют позы и др.

Задача испытуемого - устранить внесенные изменения.

Время экспозиции от упражнения к упражнению должно уменьшаться.

Упражнение 11.

Испытуемый в течение 15-20 сек. внимательно смотрит на своих товарищей, а затем выходит из аудитории. Во время его отсутствия члены группы пересаживаются на другие места.

По возвращению в аудиторию испытуемый должен указать на происшедшие перемещения.

Упражнение12.

Из спичек составляются сложные геометрические фигуры, их показывают испытуемым. Затем фигуры разрушают. Задача испытуемых - восстановить ис­ходные геометрические фигуры.

Упражнение 13.

Аналогичная процедура проводится и со вторым участником. 1

1 Шихматов Л.М. Сценические этюды. М., 1957. с. 22.

Упражнение 14.

Группе предлагается следующая задача: внимательно осмотрите аудиторию (столы, потолок, пол, окна, мебель и др.) И затем, не глядя на эти объекты, перечислите, что требует ремонта. Практика показывает, что вначале, по большей части, оценки "строителей" не соответствуют истинной картине, и только проде­лав ряд упражнений, они начинают верно описывать то, что видят.

Цель этих упражнений - добиться того, что Станиславский называл " учиться смотреть и видеть, слушать и слышать".

Упражнение 15.

Выполняющего упражнение просят внимательно рассмотреть предложенную монету. Затем она смешивается с другими монетами аналогичного достоинства. Задача испытуемого - найти ее среди остальных.

Упражнение 16.

Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли нам известны свои пять пальцев? Своя ладонь? Рас­смотрите их внимательно, Вы обнаружите много нового, незамеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения.

Есть ли разница между ладонями левой и правой руки? В чем она проявляет­ся 2 ?

Упражнение 17.

Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу.Рас­сказывайте о них, а группа будет проверять Вас. Возьмите их на минутку. Рас­смотрите. И вновь отдайте товарищам, рассказывайте. Вспомните, какая форма шестерки на циферблате? А тройка? Вспомните часовую стрелку, минутную, особенности корпуса и т. д. 3

Упражнение 18.

Когда Вы идете по улице, упражняйтесь в "мгновенном фотографировании".

Вы видите идущего навстречу человека. Внимательно посмотрите на него одну секунду а затем отведите свой взгляд. Постарайтесь сразу же восстановить его "фотографию" в памяти, а затем сравните "снимок" с оригиналом.

Точно также упражняйтесь на "фотографиях" афиш, витрин магазинов, до­мов. Ваш глаз должен на секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать. 1

1 III их матов Л. М. Сценические этюды. М., 1957. с.15

2 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 82

Упражнение 19.

Пока руководитель занятия считает до 30, найдите в аудитории предметы, названия которых начинаются с буквы "С".

29, 301 Пожалуйста, кто первый?

Сверток, стул, стол, спички, стена, стекло, створка, сидение, сигареты...
Кто добавит?

Серьги, серебро, сталь...

Сетка, сборник, страницы, скрепка...
-Ступня, стена...

Сукно, строчки... -Солнце, свет... -Синяк...

Сучок! Все!

Итак, общими усилиями, за 1 минуту мы отыскали в комнате 24 предмета на букву "С". Теперь за полминуты отыщите все предметы на букву "Т". 2

Упражнение 20.

Давайте мысленно совершим прогулку по Новому Арбату. Мы с Вами идем по левой стороне от Арбатской площади к Садовому кольцу.

Попытайтесь восстановить видеоряд домов, ничего не пропуская. Помогите себе мысленной речью.

Все дошли до Садового кольца? Теперь озвучим ваш фильм. Пусть это делают по очереди все члены группы.

Теперь вернемся к Арбатской площади по противоположной стороне проспекта. Ход обсуждения может быть изменен.

Попробуем совершить прогулку от станции метро "Площадь Ногина" до здания ВЮЗШ МВД России - по улицам Забелина и Солянке. Ваши наблюдения.

Упражнение 21.

Это упражнение можно проводить на протяжении ряда занятий.

Руководитель пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с видом какого-нибудь города, не знакомого аудитории. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого члена группы только на один счет.

Эта открытка пускается на 1-2 круга. Затем участники рассказывают об увиденном. На следующем занятии руководитель просит их вспомнить вид горо­да.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с.86

После обсуждения и восстановления сюжета, руководитель пускает репро­дукцию по кругу для "мгновенного фотографирования" на каждый счет.

То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз "момен­тальное фотографирование" усиливает новые, незамеченные прежде детали.!

Упражнение 22.

Участники образуют кольцо. По кругу пускается открытка или репродукция картины. Каждый участник имеет возможность рассмотреть ее в течение 10 сек. и затем передать следующему по цепочке. По завершению круга открытка (ре­продукция) возвращается руководителю занятия.

Теперь попытаемся воспроизвести детали картины.

Упражнение постепенно усложняется введением в круговое восприятие вна­чале двух, а затем трех, четырех или пяти открыток (репродукций). Принцип работы тот же самый с той лишь разницей, что по мере увеличения картин для восприятия должно увеличиваться и число кругов восприятия до трех-четырех.

Затем это число можно уменьшить.

Анализ картин может осуществляться поочередно. 2

Упражнение 23.

Более сложный вариант предыдущего упражнения может начинатьсятакже. Но когда пять открыток пройдут по два круга, руководитель занятия неожиданно добавляет к ним еще три новые открытки, о существовании которых участники упражнения не подозревали.

Когда новые открытки пройдут один круг, все восемь открыток откладыва­ются.

Упражнение 24.

Участники по очереди (или по вызову руководителя занятия) встают и, закрыв глаза, начинают описывать то, что находится от них справа, слева, спереди, сзади. Руководитель может повернуть их лицом к окну, двери, несколь­ко раз повернуть вокруг собственной оси, чтобы у испытуемых изменилась ори­ентация в пространстве. 4

Упражнение 25.

Группа разбивается на пары. В каждой паре один вначале играет роль "натур­щика", второй -"скульптора", затем они меняются ролями. Исходное положе­ние: "скульпторы" стоят спиной к "натурщикам". По первому сигналу руководителя занятия "натурщики" принимают определенную позу и мимическое выражение, по второму сигналу -"скульпторы" поворачиваются и в течение 5 секунд рассматривают своих партнеров. По третьему сигналу "скульпторы" от­ворачиваются, а "натурщики" быстро меняют свою позу. По новой команде руководителя занятия "скульпторы" подходят к "натурщикам" и начинают "ле­пить" исходные позы и мимику. Упражнение может быть выполнено и коллек­тивно. В этом случае выделяются 2-3 "натурщика", а остальные члены группы выступают в роли "скульпторов" и восстанавливают исходные позы совместными усилиями.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 118-119

2 Там же. с. 100-101

3 Там же. с.101-102

4 Основы педагогического мастерства. М., 1989. с. 164

Упражнение можно усложнить следующим образом. Из группы выбирается один "скульптор". Руководитель произносит команду "Замерли" и вся группа неподвижно застывает.

Каждый должен запомнить принятую им позу и мимику, а "скульптор" пытается запомнить позу и мимику всех. Через определенный промежуток вре­мени (его продолжительность определяет ведущий, обычно в интервале 1 -2 ми­нуты, в зависимости от величины группы), внимательно запечатлев мизансцену, "скульптор"отворачивается. В это время (около 10 сек.) участники делают не­сколько изменений в своих позах, мимике, одежде. После того, как изменения внесены, "скульптор" вновь поворачивается к группе. Его задача - обнаружить эти перемены. 1

Упражнение 26.

Преподаватель показывает слушателям изображение (см. рис. 8.1) и предла­гает ответить на следующие вопросы:

1.Вверх или вниз по течению идет пароход?

2.Какое время года изображено?

3.Глубока ли река в этом месте?

4.Далеко ли до пристани?

5.На каком берегу находится пристань?

6.Какое время года изобразил художник?

7.Имеются ли несоответствия в рисунке?
Обработка результатов.

Если испытуемый безошибочно ответил на все вопросы, его ответ оценивается на 5 баллов, что свидетельствует о высокоразвитой способности устанавливать причинно-следственные связи между объектами; если правильно ответил на 5-6 вопросов, то он получает 4 балла, что свидетельствует о хорошо развитых способ­ностях; если ответил на 4-5 вопросов, то его ответ оценивается в 3 балла, что свидетельствует о средних способностях; если ответил на 2-3 вопроса- 2 балла, что свидетельствует о плохо развитых способностях; если ответил меньше, чем на 2 вопроса-1 балл, что свидетельствует о неразвитых способностях.

1. Основы педагогического мастерства. М.. 1989. с. 163

Упражнение 27.

Руководитель занятия показывает аудитории два рисунка (рис. 8.2) и просит членов группы перечислить все детали, которыми отличаются их сюжеты.

Упражнение 28.

Участникам можно предложить по внешним признакам поведения людей на улице, в транспорте, в театре, в кафе и т.д. (предлагается видеозапись) определить их внутреннее состояние, профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на их поведение в данный момент.

Особый интерес представляет наблюдение за взаимоотношениями людей по их поведению.

Упражнение 29.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии лиц в толпе прохо­жих.

Инструкция : руководитель занятия демонстрирует группе несколько секунд фотографию пешеходов на улице. Обучаемые рассматривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Был ли в толпе прохожих человек с определенными приме­тами (приводятся приметы одного из прохожих) ? Что он делал? Как себя вел? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет людей, которых нет на фото­графии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа прохожих в кадре с 5-7 до 12-15. При 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются две, потом три фотогра­фии, после чего задаются вопросы по группе снимков.

По мере повторения возможно также уменьшить время экспозиции фотогра­фии до 3 сек.

Упражнение 30.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пе­шеходов по фотографии.

Инструкция: обучаемым демонстрируются фотографии трех лиц, находящих­ся в розыске и предлагается запомнить их. Далее, учащимся дается задание: внимательно просмотреть кино- или видеофрагмент движения пешеходов по ули­це и попробовать опознать разыскиваемых лиц. В чем был одет этот человек, что нес, как себя вел? Целесообразно, чтобы на фрагменте было запечатлено лишь одно или два разыскиваемых лица.

Упражнение может повторятся 5-10 раз на аналогичных фото, кино, видеома­териалах. По мере повторения число предъявляемых фотографий разыскиваемых лиц увеличивается до 5-7. При этом условия опознания разыскиваемых лиц (время пребывания в кадре, измененная внешность) последовательно усложняют­ся.

Вместо кино или видеофрагмента возможно использованиесерии из 5-7 фо­тографий.



Упражнение 31.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пешеходов по словесным портретам.

Инструкция : Порядок выполнения аналогичен предыдущему упражнению.

Упражнение 32.

Назначение: опознание автомашин, находящихся в розыске, по приметам в потоке движения транспорта.

Инструкция: обучаемым зачитываются приметы трех автомашин, находящих­ся в розыске, и предлагается запомнить их. После этого учащихся просят внима­тельно посмотреть кино или видеофрагмент движения транспорта по улице и опознать разыскиваемые автомашины.

Целесообразно, чтобы на кино или видеофрагменте была заснята лишь одна из разыскиваемых автомашин. Вместо кино или видеофрагмента можно исполь­зовать серии из 5-7 фотографий, последовательно раскрывающих движение транс­порта на улице.

Время экспозиции каждой фотографии не более 2-3 сек.

Упражнение может повторятся 5-7 раз на аналогичных кино (видео) или фотоматериалах. По мере повторения число разыскиваемых автомашин увеличи­вается до 5-7, а условия опознания разыскиваемых автомашин (время пребывания в кадре, частичное несоответствие приметам) последовательно усложняются.

Упражнение 33.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии потока автотранс­порта.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе в течение несколь­ких секунд фотографию движущихся по улице автомашин. Обучаемые рассмат­ривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Была ли в потоке движения автомашина с определенными приметами (приводятся приметы одной их автома­шин)? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет машин, которых не было на фотографии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа автомашин в кадре с 5-7 до 12-15. при 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются 2, потом 3 фотогра­фии, после чего задаются вопросы по серии фотографий. По мере повторения возможно также уменьшение времени экспозиции фотографиям до 3 сек.

Упражнение 34.

Назначение: нахождение на стоянке автомашины с заданными приметами

Инструкция : порядок выполнения упражнения тот же.

Упражнение 35.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии многоэтажного, многоподъездного дома в вечернее время.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе фотографию пяти­этажного, многоподъездного дома, несколько окон которого открыты, светятся, у подъездов стоят люди. Обучаемые внимательно изучают снимок. После чего им предлагается ответить на следующие вопросы: "Сколько этажей у дома? Сколько подъездов? Сколько квартир с открытыми и светящимися окнами? На каких этажах открыты окна, балконные двери? Кто находиться перед домом, сколько человек, как одеты? Что делают?"

Упражнение повторяется 8-10 раз на фотографиях с большим числом объектов (9 е, 12", 22~этажного дома с большим числом подъездов и окон), людей у дома.

Упражнение 36.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии группы людей в общественных местах.

Инструкция: обучаемым на 15-30 сек. демонстрируется фотография несколь­ких групп людей пред магазином. Одна из групп (3-4 человека), стоящих на переднем плане или чуть в отдалении, распадается. Учащимся задаются вопросы: "Сколько групп людей изображено на фотографии? Сколько человек в каждой группе? Приметы людей в одной из групп. Чем они заняты? Как могут повести себя дальше?"

Упражнение повторяется на аналогичных фотографиях до достижения хоро­ших результатов. Время демонстрации фотографий последовательно сокращается до 3-5 секунд.

Тот же алгоритм выполнения задания приемлем при восприятии группы лю­дей в других общественных местах, перед кинотеатром, в парке, у стадиона, в метро и др.

Упражнение 37.

Назначение: развитие наблюдательности в учебной ситуации "похищение".

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует аудитории фрагмент на­учно-популярного фильма "Я и другие", связанный с похищением преподавателя. После чего обучаемые отвечают на следующие вопросы: "Сколько было похити­телей, как они были одеты, вооружены, способ похищения, что делал каждый из похитителей и др."

При неточных ответах большинства фрагмент демонстрируется еще раз, при этом ставятся дополнительные вопросы, уточняющие детали происшедшего.

В конце занятия может быть показан фрагмент, в котором ситуация "похище­ние" снята в замедленном темпе, а также комментарии и объяснения этой ситуации но фильму.

Упражнение 38.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации хулиганского нападения.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий кино- или видеофраг­мент следующего содержания. На остановке автобуса вечером подвыпившие парни пристают к девушке. После просмотра учащиеся должны ответить на ряд вопросов: "Сколько человек участвовало в эпизоде; как они были одеты; осо­бенности их внешнего вида; что каждый держал в руках; кто действовал наиболее агрессивно; как реагировала девушка; поведение прохожих и др.?"

Упражнение может повторяться 3-5 раз на аналогичных кино- и видеофраг­ментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 5 сек.

Упражнение 39.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации беседы сотрудника ми­лиции со свидетелями происшествия.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий (на 20-30 сек.) озвучен­ный кино- или видеофрагмент беседы сотрудника милиции со свидетелями на месте происшествия. Учащиеся должны вспомнить, какие показания дал 1, 2, 3-й свидетель, их приметы, фамилии, имена и отчества, как действовал сотрудник милиции.

Упражнение может повторяться 5-10 раз на аналогичных кино- или видеоф­рагментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 10 сек.

Упражнение 40.

Назначение: определение национальности лиц по фотографиям.

Инструкция: учащимся в течение 3 секунд демонстрируется фотография че­ловека с целью определения его национальности.

Аналогичное задание выполняется на 20-30 фотографиях, с последовательным сокращением их экспозиции до 1 секунды.

Упражнение 41.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются для восприятия 3 композиционных портрета (рис.8.3), а после их демонстрации ряд фотографий (рис. 8.4).

Задание обучаемым: из предъявленных фотографий выбрать 3 композицион­ных портрета, которые были показаны ранее.

Упражнение 42.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются фотографии нескольких фрагментов лиц (см. рис. 8.6).

Задание обучаемым: по предъявленным фрагментам лицевых частей "со­брать" портреты лиц, фотографии которых были представлены ранее (см. рис. 8.5).