Словарь деловых характеристик. Пользоваться уважением Пользуется уважением у или среди

Авторитет руководителя - это социальная роль, с которой связаны соответствующие качества руководителя : высокий уровень управленческих решений, умение решать производственные проблемы и конфликты, адекватное прогнозирование подобное. Авторитет - это также психологическое состояние личности, которая выполняет эту роль.

Встречи с руководителями разных уровней и социально-психологический анализ их деятельности убеждает в том, что, к сожалению, не все понимают важность и, как следствие, механизмы, лежащие в основе ⚡ авторитета руководителя ⚡, который оказывает существенное влияние на эффективность жизнедеятельности руководимого им коллектива. Например, если руководитель опирается лишь на формальный авторитет власти, то потенциал подчиненных используется лишь на 55–60%.

Сам по себе факт назначения на должность не влечет за собой автоматического обретения способности оказывать «определяющее воздействие на поведение и деятельность людей». Сегодня настоящим руководителем может быть такой человек, который опирается не столько на власть, сколько на силу профессиональных знаний и личного авторитета. Чем авторитетнее руководитель, тем значительнее его влияние на массы. И это понятно: чем авторитетнее человек, тем больше к нему доверия, уважения, внушающего и убеждающего воздействия его слова. Сила руководителя – в умении слить воедино должностной авторитет и авторитет личности.

Решающее влияние на руководителя оказывают его качества. Следовательно, сам руководитель формирует свой авторитет своим поведением и деятельностью.

Люди придают большое значение характеру руководителя, они предпочитают иметь руководителя с положительным характером, чем с большими способностями.

В жизни нередки случаи, когда руководитель, очень знающий и способный, не пользуется уважением коллектива, а потому не имеет успеха в работе. И это понятно: вследствие неавторитетности его намерения не поддерживаются, а воздействия имеют небольшой эффект.

Авторитет руководителя зиждется на двух источниках: его должностном статусе (объективный фактор) и завоеванном им самим престиже (субъективный фактор), которые могут находиться в органическом единстве или в некотором противоречии друг с другом. Дополняя друг друга, они создают предпосылки для нормального функционирования трудового коллектива.

Природа авторитета такова, что его невозможно утвердить приказом: его завоевывает руководитель, который предстает перед коллективом как человек, наделенный умом, знаниями, волей и принципиальностью, как человек требовательный к себе и другим, справедливый, нравственно чистоплотный.

Руководитель, обладающий истинным авторитетом, понимает, в чем состоят интересы людей, с которыми он связан по работе; такой руководитель способен понять и проблемы отдельного человека, ощутить, кто в чем нуждается. Он готов отстаивать интересы людей, обладает развитой способностью понимать и ясно выражать интересы всего коллектива. Способен понимать то, о чем люди предпочитают умалчивать, уловить и выразить общее мнение членов коллектива по любым значимым для них вопросам, готов жертвовать личными интересами ради интересов коллектива, настойчив в отстаивании интересов своих коллег, умеет вовлекать людей в обсуждение общих проблем, стремится организовать производственный процесс так, чтобы члены коллектива получали удовольствие от работы.

Руководитель, пользующийся реальным авторитетом, – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения по должности из-за «страха перед начальством» , а потому, что он обладает способностями и умениями делать организуемые им дела интересными и увлекательными для других людей, ведет их, а не являет собой угрозу наказания за фактические или мнимые промахи в работе. Это, однако, не исключает применения им наказаний. Но если он прибегает к ним, то делает это нечасто, а когда делает, то делает так тонко и продуманно, что не принижает достоинства людей, а повышает их активность и добросовестность в работе.

Ошибочно утверждение, будто люди считаются с тем руководителем, которого боятся. Здесь допускается явное смешение подлинного авторитета с категорией совершенно другого порядка. В этом убеждают многочисленные факты. Часто мы являемся свидетелями того, как подчиненные резко изменяют свои оценки, как только человек перестал быть их руководителем. Подобная метаморфоза – лишь свидетельство того, что авторитета у руководителя не было и в помине.

Была лишь потребность у подчиненных удержаться на работе, поступаясь ради этого, как ни печально, в чем-то и человеческим достоинством.

Авторитет руководителя предстает как общая характеристика его личности, как величина, производная от его профессиональных качеств, политической и нравственной зрелости, реализуемых в его повседневной деятельности, во взаимоотношениях с подчиненными коллегами, а также с вышестоящими руководителями.

Служебное положение, разумеется, является источником авторитета, но авторитет должности не может сколько-нибудь долго компенсировать недостаточность авторитета личности: проходит некоторое время, и чары, навеянные служебным положением, рассеиваются.

Подлинный, уважающий себя руководитель нуждается только в истинном, реальном авторитете, который не выдается вместе с должностью.

Далеко не всегда руководитель понимает то, что объективный подход к оценке как самого себя, так и подчиненных составляет непременное условие его авторитета.

«Эффект должностного авторитета»
носит временный характер, когда человека распознают, все становится на свои места, а руководитель скоро начинает сознавать иллюзорность представлений о мере своего авторитета.

Уместно отметить, что самомнение руководителя нередко питается неумеренными восхвалениями подхалимов, которые, случается, конкурируют между собой: кто подобострастнее выскажется о его уме, таланте и прочих достоинствах.

Руководитель, предрасположенный к завышенной самооценке, обычно проявляет склонность к принижению результатов работы подчиненных; их достижения расцениваются им не иначе, как собственные, тогда как своя деятельность безмерно превозносится.

Необоснованно высокая оценка руководителя, подогреваемая болезненным самолюбием, оказывает на коллектив весьма неблагоприятное влияние, тогда как при адекватной самооценке и остальные работники проявляют понятную скромность в понимании своих успехов, что благоприятно сказывается на контактах между ними, на всем социально-психологическом климате в коллективе.

Когда руководитель не оправдывает ожидания подчиненных, в коллективе, как правило, появляется неформальный лидер. С этого момента авторитет руководителя, а значит, и результаты деятельности становятся зависимыми от его сотрудничества с ним. Если руководитель не сумеет добиться этого, то может сложиться ситуация, при которой неформальный лидер приобретает растущую власть и станет, если захочет, управлять самим руководителем. Уже по этой причине последнему приходится неустанно работать над тем, чтобы оправдывать ожидания подчиненных и поддерживать свой авторитет, памятуя о том, что он легко может быть потерян.

Встречаются руководители, стремящиеся любой ценой выглядеть в лучшем свете, завоевывать и поддерживать свой авторитет, не гнушаясь и негодными методами. Они способны затушевывать неполадки в работе, прибегать к очковтирательству и припискам, вступать с, подчиненными в панибратские отношения, потакать настроениям отсталой части коллектива и смотреть сквозь пальцы на нарушения дисциплины, предоставлять незаслуженные материальные блага.

Не лучшим представляется и авторитет, утверждаемый посредством высокомерия и подавления личности подчиненных. Этот авторитет мнимый, и его последствия печальны. Под началом такого руководителя особенно трудно приходится мыслящим людям, поскольку в коллективе возникает атмосфера равнодушия, не позволяющая реалистично и заинтересованно обсуждать возникающие проблемы и находить оригинальные решения.

Уважающий себя руководитель не будет стремиться также к тому, чтобы казаться авторитетным, прибегая к помощи вышестоящего руководства, хотя с подобными явлениями, к сожалению, сталкиваться приходится. Руководитель, располагающий истинным авторитетом, имеет «свое лицо».

Подчиненным импонирует руководитель, не пытающийся уходить от ответственности и смело принимающий назревшие решения, способный идти на оправданный риск, не боящийся конкуренции своих сотрудников и всячески поощряющий их полезную инициативу. Между тем не перевелись еще такие руководители, которые не считают зазорным перекладывать на подчиненных вину за собственные упущения. Но они, естественно, не могут рассчитывать на авторитет в коллективе.

Авторитет руководителя определяется и тем, насколько он владеет знаниями., навыками и умениями, соответствующими условиям социально-психологической компетентности, к которым относятся умения: ориентироваться в происходящих социальных явлениях; определять личностные особенности и эмоциональные состояния подчиненных; выбирать адекватные способы отношений с людьми в процессе взаимодействия с ними; поставить себя на место другого человека; мотивировать себя и других.

На этапах формирования и поддержания своего авторитета руководителю полезно усвоить и некоторые постулаты эффективного управления. Приведем некоторые из них:

  • Руководитель, прежде всего, является специалистом в области организации совместного труда.
  • Управление – это не сама по себе команда, а достижение цели.
  • Честность – одно из главных слагаемых авторитета руководителя.
  • Для успешного руководства другими надо, прежде всего, уметь управлять собой.
  • Единство слова и дела – необходимое условие неформального авторитета руководителя.
  • Люди проникаются уважением к руководителю, быстро признающему свои ошибки.
  • Искусство общения с другими требует умения временно отодвинуть свое «я» на второй план.

Авторитет руководителя способствует и формированию доверия в коллективе. В организации доверие проявляется и формируется через позитивное и последовательное поведение руководителя. Доверие – это чувство безопасности и комфорта в межличностных отношениях, которое необходимо для создания здорового, открытого климата в организации. Доверие в организации сформировано тогда, когда у подчиненных есть свобода думать, расти и даже совершать ошибки без страха наказания.

Руководитель всегда обязан быть на гребне растущих требований времени. Сегодня нельзя оставаться авторитетным, опираясь лишь на ранее накопленный опыт.

Можно со всей уверенностью сказать, что без авторитета нет достойного руководителя.

Светлана Савостьянова
Примерный образец написания характеристики-представления на воспитателя

Воспитатель (Ф. И. О.) осуществляет педагогическую деятельность в нашем образовательном учреждении с ___ года. В ___ году окончила (учебное заведение) по специальности (специальность) . Имеет ___ квалификационную категорию по должности «воспитатель » .

(Имя, отчество) - воспитатель с высоким творческим потенциалом, имеющий хорошую теоретическую и методическую подготовку, успешно применяющий в своей профессиональной деятельности новые современные подходы в области педагогики.

(Ф. И. О) постоянно совершенствует свой уровень педагогического мастерства на курсах, семинарах, методических объединениях города Москвы :

(перечисление всех пройденных курсов повышения квалификации, участие в конференциях, вебинарах.)

(Ф. И. О) пользуется уважением у коллег и родителей. Дети очень любят своего педагога. (Имя, отчество) обладает грамотной, выразительной, образной речью . Всегда доброжелательна, внимательна и тактична в общении с коллегами, родителями и детьми. С большим удовольствием участвует во всех развлекательных мероприятиях для детей, играя разные по характеру роли . Очень артистична, эмоциональна, сама подбирает и изготавливает костюмы и атрибуты, необходимые для роли. (Имя, отчество) всегда участвует в районных, окружных и городских конкурсах в номинациях "Творчество педагогов и детей". Неоднократно награждалась дипломами и благодарственными письмами :

(перечисление дипломов, грамот, благодарственных писем)

(Имя, отчество) знает и соблюдает все формы нравственного поведения и применяет моральные нормы в общении с детьми и коллегами, соблюдает принципы профессиональной этики, толерантности, обладает педагогическим тактом. В педагогической работе с детьми всегда использует индивидуальный подход, учитывая индивидуальные особенности воспитанников . (Ф. И. О.) умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника . Отмечает даже маленькие достижения ребенка, демонстрирует родителям, сверстникам, педагогам ДОУ его успехи.

Педагогом накоплено, разработано и систематизировано большое количество упражнений, игр, пособий, разработанных конспектов занятий для работы с детьми.

(Имя, отчество) пользуется авторитетом и уважением в коллективе, ее выступления на педагогических советах и семинарах вызывает интерес у коллег. Свой опыт работы она представляет на различных мероприятиях в ДОУ, районе, округе и городе Москвы :

(перечисление мероприятий)

(Имя, отчество) систематически анализирует уровень усвоения программного материала воспитанниками . Педагогическую работу строит в соответствии с нормативной базой и программно-методическими требованиями к организации работы с детьми дошкольного возраста. Организует образовательную деятельность детей с учетом возрастных, индивидуальных и типологических особенностей дошкольников. Для того чтобы повысить интерес детей к обучению и осознанному усвоению знаний, (Имя, отчество) использует новые технологии, компьютерные программы для проведения различных форм деятельности.

(Имя, отчество) регулярно публикует свои методические разработки в СМИ :

(перечисление публикаций с указанием номеров сертификатов)

(Ф. И. О.) - добрый и отзывчивый человек, свои отношения с коллегами строит на доверии, уважении и требовательности, принимает активное участие в общественной жизни детского сада.

За личные и профессиональные качества (Имя, отчество) пользуется заслуженным авторитетом и уважением среди коллег и родителей воспитанников .

Здравствуйте! Можно ли дать название региона в виде аббревиатуры в следующем предложении: Мой отец заслуже нный артист РМ. Будет ли понятно читателю, что здесь имеется в виду Республика Мордовия, а не Республика Молдова, например?

В данном случае нет оснований использовать сокращение. Между подлежащим и сказуемым уместно поставить тире.

Вопрос № 297731

Добрый день! Обоснуйте, пожалуйста, почему "генеральный директор" должен писаться с маленькой буквы. Я это понимаю, но не знаю чем подкрепить.

Ответ справочной службы русского языка

Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ.

Правило процитировано из справочника "Правила русской орфографии и пунктуации" под ред. В. В. Лопатина.

Вопрос № 294793

Здравствуйте! Если человеку в СССР было присвоено звание «Заслуже нный артист РСФСР», то не будет ли ошибкой, указывать это звание сейчас как «Заслуже нный артист России» / «Заслуже нный артист РФ» / «Заслуже нный артист Российской Федерации»? Аналогичный вопрос со званиями «Народный артист РСФСР» и «Народный артист СССР». Не является ли ошибкой, если мы напишем это звание как «Народный артист России» / «Народный артист РФ» / «Народный артист Российской Федерации»? Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Это разные звания (хотя и соответствующие друг другу), мы не рекомендуем заменять одно другим.

Вопрос № 294295

Здравствуйте! Подскажите, правильно ли я считаю, что в этом предложении не нужна запятая? Этот древний тибетский обряд известен по сей день и заслуже нно считается одним из интереснейших действ на свете.

Ответ справочной службы русского языка

Да, в этом предложении нет причин ставить запятую.

Вопрос № 293038

Пожалуйста, подскажите, должны ли какие-то слова быть с заглавной буквы в предложении для афиши "лауреат премии главы города, заслуже нный..."?

Ответ справочной службы русского языка

Заглавные буквы не нужны.

Вопрос № 290078

Можно ли поставить оценку после "оценок"? Из-за подделки оценок без работы остались сначала заслуже нный учитель РФ, а потом и директор

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 289248

Здравствуйте, уважаемая Грамота.ру! Согласно словарю Розенталя, пишется "звание "Заслуже нный артист РСФСР". А как правильно - звание Герой Советского Союза или звание "Герой Советского Союза"? В кавычках или нет, если впереди есть слово "звание"?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: звание Героя Советского Союза.

Вопрос № 289046

Добрый день! Спортсмен, почетный гражданин, заслуже нный мастер спорта, чемпион Иванов. Правильно ли расставлены запятые? Все эти приложения однородные? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слово спортсмен из этого перечня лучше убрать: звание заслуже нный мастер спорта уже говорит о том, что Иванов является спортсменом. Звания почетный гражданин, заслуже нный мастер спорта, чемпион однородны, поэтому требуют разделения запятыми.

Вопрос № 288843

Здравствуйте! В ответе на вопрос 288775 последние титулы О.Иванова идут подряд (Корректно: Сегодня, 30 мая, отмечает свой день рождения чемпион Европы, серебряный призёр чемпионата мира, трёхкратный чемпион России, участник Олимпийских игр вице-президент Федерации бокса области заслуже нный мастер спорта России Олег Иванов.), разве не нужны запятые после слов "игр" и "области"?

Ответ справочной службы русского языка

Вице-президент – название должности (единственное в этом перечислении). Участник Олимпийских игр и вице-президент – неоднородные приложения, вице-президент и заслуже нный мастер спорта – неоднородные приложения, поэтому они не разделяются запятой.

Вопрос № 288775

Пожалуйста, проверьте правильность написания заглавных и строчных букв, а так же расставленные запятые в этом предложении: "Сегодня, 30 мая, отмечает свой День рождения чемпион Европы, серебряный призёр чемпионата мира, трёхкратный чемпион России, участник Олимпийских игр вице-президент Федерации бокса области Заслуже нный мастер спорта России Олег Иванов".

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Сегодня, 30 мая, отмечает свой день рождения чемпион Европы, серебряный призёр чемпионата мира, трёхкратный чемпион России, участник Олимпийских игр вице-президент Федерации бокса области заслуже нный мастер спорта России Олег Иванов.

Вопрос № 288463

Добрый день! Скажите, пожалуйста, нужно ли ставить двоеточие в следующем случае: В спектакле принимают участие(:) народный артист Украины Владимир Фролов, заслуже нная артистка Украины Тамара Тищенко, артисты хора и балета театра.

Ответ справочной службы русского языка

Правильны оба варианта – с двоеточием и без него. Двоеточие предупреждает читателя о том, что дальше следует перечисление, и передает соответствующую интонацию. Если предупредительной интонации нет, двоеточие не требуется. Решение о постановке знака принимает автор текста.

Вопрос № 287863

Здравствуйте! Очень важно знать, как правильно писать: "И.Н. пользуется заслуже нным уважением коллег" или " ...у коллег"?

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта.

В варианте с предлогом слово коллеги зависит от глагола: пользуется (у кого?) у коллег . В варианте без предлога слово коллеги зависит от существительного: уважением (кого? чьим?) коллег .

Вопрос № 284973

Здравствуйте, уважаемые консультанты Грамоты! У меня вопрос о написание слова "консул" в отдельности и в предложении: "Уважаемая (Г)госпожа (К)консул!" Заранее спасибо за ответ! С уважением, Татьяна Фомина.

Ответ справочной службы русского языка

Названия должностей, званий, титулов пишутся со строчной буквы, напр.: президент, канцлер, председатель, министр, премьер-министр, заместитель министра, мэр, император, королева, хан, шейх, генеральный секретарь, заслуже нный деятель культуры, лауреат Нобелевской премии, посол, атташе, директор, генеральный директор, академик, доктор наук, профессор, член-корреспондент, генерал-майор, командующий войсками, руководитель департамента, заведующий отделом, управляющий делами.

В официальных текстах названия высших государственных должностей и титулов пишутся с прописной буквы, напр.: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, Председатель Государственной думы, Премьер-министр Индии, Её Величество Королева Англии . Однако в неофициальных текстах эти названия пишутся со строчной буквы, напр.: выборы президента, выступление председателя Госдумы, распоряжение премьер-министра, приём у королевы.

(Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006.)

Вопрос № 281329
Здравствуйте!
С прописной или строчной в предложении:
Ему присвоено звание "З(з)аслуженный врач РФ"?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Ему присвоено звание «Заслуже нный врач РФ».

Вопрос № 276415
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно писать "заслуже нный мастер спорта" (с прописной или строчной буквы слово "заслуже нный")?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Эти слова пишутся строчными: заслуже нный мастер спорта .

Каждый руководитель периодически сталкивается с необходимостью составлять характеристики или рекомендательные письма на своих подчиненных. И если раньше подобная работа сводилась к простой формальности, так как характеристики составлялись большей частью по трафарету и не представляли особого интереса для тех, кому они собственно были адресованы, то сегодня рекомендация может иметь большое значение.

Составить объективную, развернутую характеристику непросто. Для этого руководитель должен не только хорошо знать положительные и отрицательные качества своего сотрудника, но и уметь скомпоновать основные признаки и свойства, верно расставить акценты, отказаться от предвзятости в оценке. Помочь руководителю в этой работе сможет словарь деловых характеристик, составленный по признакам, которые могут служить основой критериев достаточно объективной оценки деловых, профессиональных и личных качеств подчиненных.

ОПЫТ РАБОТЫ, профессионализм

Признак 1

  • Обладает исключительно большим опытом работы и практическими знаниями, какие имеет далеко не каждый.
  • Обладает большим опытом работы и практическими знаниями.
  • Обладает достаточным опытом и практическими знаниями, чтобы справиться с порученным делом.
  • Опыт работы и практические знания не очень велики.
  • Опыт работы и практические знания недостаточны для того, чтобы успешно справляться с порученным делом.
  • Практически отсутствует опыт работы, сколько-нибудь серьезные практические знания.

Признак 2

  • Обладает большими профессиональными знаниями, по многим вопросам может дать исчерпывающую консультацию
  • Обладает хорошими профессиональными знаниями.
  • Имеются достаточные профессиональные знания.
  • Имеет не очень большие профессиональные знания.
  • Не имеет достаточных профессиональных знания.
  • Не имеет необходимых профессиональных знаний и не стремится их иметь.

Признак 3

  • Отлично ориентируется в различных проблемах своей специальности, прекрасно знает ее специфику.
  • Хорошо ориентируется в проблемах своей специальности.
  • Имеет представление о проблемах своей специальности.
  • Не вполне представляет себе специфику и проблемы своей специальности.
  • Совершенно не ориентируется в проблемах и специфике своей специальности и не интересуется этим.

Признак 4

  • Прекрасно умеет работать со справочной литературой, свободно ориентируется в любом справочнике.
  • Умеет работать со справочной литературой.
  • Обладает необходимыми навыками работы со справочной литературой.
  • Навыками работы со справочной литературой владеет не вполне, в справочниках ориентируется с трудом.
  • Не вполне владеет необходимыми навыками работы со справочной литературой, нуждается в посторонней помощи.
  • Не имеет представления о том, как работать со справочной литературой, и и не стремится к этому.

Признак 5

  • Отлично знает организационные взаимосвязи между подразделениями и службами учреждения.
  • Хорошо ориентируется в организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.
  • Имеет необходимое представление об организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.
  • Не очень хорошо ориентируется в организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.
  • Плохо ориентируется в организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.
  • Не имеет представления об организационных взаимосвязях между подразделениями и службами учреждения.

Признак 6

  • Отлично представляет реальные эксплуатационные возможности того или иного оборудования и его резервы.
  • Хорошо знает эксплуатационные возможности различного оборудования.
  • Имеет достаточное представление об эксплуатационных возможностях различного оборудования.
  • Недостаточно хорошо знает эксплуатационные возможности различного оборудования.
  • Плохо знает эксплуатационные возможности применяемого оборудования.
  • Не имеет представления об эксплуатационных возможностях применяемого оборудования.

Признак 7

  • Имеет обширные знания в области организации и нормирования труда и отлично умеет их использовать
  • Имеет неплохие знания в области организации и нормирования труда и умеет их использовать.
  • Имеет необходимые знания в области организации и нормирования труда.
  • Недостаточно хорошо знаком с вопросами организации и нормирования труда.
  • Мало знаком с вопросами организации и нормирования труда.
  • Об организации и нормирования труда не имеет никакого понятия и не стремится узнать это.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Признак 11

  • Обладает большими правовыми знаниями в своей области работы, хорошо знает юридическую практику решения тех или иных вопрос.
  • Обладает неплохими правовыми знаниями.
  • Имеет необходимый минимум правовых знаний.
  • Багаж правовых знаний не мешало бы пополнить.
  • Правовых знаний явно не хватает, что сказывается на решении различных вопросов.
  • Часто демонстрирует правовую безграмотность при решении различных вопросов, считая, что все сойдет.

Признак 12

  • Отлично знает свои права, обязанности и ответственность, знает все нормативные документы отлично умеет эти знания использовать.
  • Знает свои права, обязанности и ответственность, нормативные документы.
  • Не очень хорошо знает свои права, обязанности и ответственность.
  • Плохо знает свои права, обязанности и ответственность, а также соответствующие нормативные документы.
  • О своих правах, обязанностях и ответственности имеет смутное представление.

Признак 13

  • Имеет большие знания в области теории и методах управления, хорошо знаком с различными управленческими концепциями и подходами.
  • Имеет неплохие знания в области теории и методов управления.
  • Имеет необходимые знания о теории и методах управления.
  • Недостаточно хорошо знаком с различными теориями и методами управления.
  • Плохо представляет, какие существуют теории, подходы и методы управления, управленческой эрудиции ему явно не хватает.
  • О различных теориях и методах управления не имеет никакого понятия и не стремится к этому.

Признак 14

  • Большой любитель различных нововведений и реорганизаций, всякая организационная ломка - его стихия, не любит работать в нормальном спокойном режиме.
  • Излишне увлекается различными новшествами и реорганизациями.
  • Стремится вовремя поддержать любое начинание, но иногда слишком увлекается новшествами.
  • Иногда может поддержать полезное начинание, хотя не особенно любит различные нововведения и реорганизации.
  • Скептически относится к нововведениями и реорганизациям, старясь держаться от них в стороне.
  • Очень консервативен, большой противник всяких новшеств.

Признак 15

  • Блестяще умеет оценивать близкие и далекие последствия различных нормативных актов и управленческих решений, может их просчитать на много шагов вперед.
  • Умеет правильно оценивать возможные близкие и далекие последствия тех или иных нормативных актов и управленческих решений.
  • Может достаточно реально оценить возможные последствия того или иного нормативного акта или управленческого решения.
  • Не всегда может правильно оценить близкие и далекие последствия того или иного нормативного акта или управленческого решения.
  • Не умеет реально оценить возможные последствия различных нормативных актов и управленческих решений, не может просчитывать их на много шагов вперед.
  • Не способен как-либо оценить возможные последствия управленческого решения или нормативного акта, видит только то, что лежит на поверхности.

Признак 16

  • Прекрасно умеет планировать работу, добивается высокой жизнеспособности и реалистичности плана.
  • Хорошо умеет планировать работу.
  • В целом справляется с планированием работы.
  • С планированием работы справляется не очень хорошо.
  • Плохо справляется с планированием работы, планы его оказываются нежизнеспособными.
  • Совершенно не способен планировать даже самую простую работу.

Признак 17

  • Исключительно предан интересам дела.
  • При решение тех или иных вопросов исходит из интересов дела.
  • При решении тех иных вопросов в большинстве случаев старается исходить из интересов дела.
  • При решении тех или иных вопросов не всегда руководствуется интересами дела.
  • При решении тех или иных вопросов редко руководствуется интересами дела.
  • Интересы дела всегда стоят на последнем месте, о них вспоминает только, если ему это выгодно.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОТРУДНИКАМИ

Признак 24

  • Крайне требователен к другим - до мелочей, постоянно придирается, работать с ним очень тяжело и неприятно.
  • Довольно требователен к другим, иногда придирчив, работать с ним тяжеловато и не очень приятно.
  • Требователен к другим, как правило, вполне обоснованно, работать с ним, может быть, и тяжеловато, но вполне можно.
  • Требователен к другим, но не придирчив к мелочам, возможно, иногда ему следовало бы проявлять больше твердости.
  • Не особенно требователен к другим, часто закрывает глаза на чужие проступки.
  • Совершенно не требователен к другим, не способен даже в случае необходимости призвать других к порядку.

Признак 26

  • Объективно оценивает других работников и результаты их работы, никогда не руководствуется при этом своим настроением, симпатиями и антипатиями.
  • Объективно оценивает других работников и результаты их работы.
  • Способен достаточно объективно оценить других работников и результаты их работы.
  • Не всегда объективно оценивает других работников и результаты их работы.
  • Необъективно оценивает других работников и результаты их работы, подвержен пристрастиям и настроению.
  • Совершенно не способен объективно оценить других работников и результаты их работы, всецело руководствуется своими симпатиями и антипатиями, настроением.

Признак 28

  • Всячески способствует повышению квалификации подчиненных, используя для этого все имеющиеся возможности.
  • Заботится о повышении квалификации подчиненных.
  • Проявляет известную заинтересованность в повышении квалификации подчиненных.
  • Не особенно заботится о повышении квалификации подчиненных.
  • Совершенно не заботится о повышении квалификации подчиненных.

Признак 31

  • Умеет налаживать отличные деловые отношения, способствующие эффективному решению задач.
  • Умеет налаживать хорошие деловые отношения.
  • Умеет налаживать необходимые деловые отношения.
  • Совершенно не умеет налаживать нормальные деловые отношения, лучше решение таких задач не поручать.

ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ

Признак 32

  • Очень любит свою работу, практически уделяет ей все свое свободное время и энергию.
  • Любит свою работу.
  • К работе относится с интересом.
  • К работе относится равнодушно.
  • Не любит свою работу, но мирится с необходимостью ее выполнять.
  • Крайне не любит свою работу и повсюду говорит об этом.

Признак 36

  • Работает исключительно производительно, с очень большим эффектом, даже при небольших затратах труда достигает значительных результатов, как правило, ничего не делает впустую.
  • Работает производительно, достигает хороших результатов за счет большой эффективности затрачиваемых усилий.
  • Работает достаточно производительно, достигает приемлемых результатов с не слишком большими затратами труда.
  • Работает не очень производительно, приемлемых результатов достигает с довольно большими затратами труда.
  • Работает с низкой производительностью, даже когда работает много, результат не очень значителен.
  • Работает с крайне низкой производительностью, чтобы достичь даже незначительного результата, вынужден совершать титанические усилия.

Признак 37

  • Способен успешно выполнять самые сложные задания, справляется с работой практически любой сложности.
  • Справляется с работой достаточно высокой сложности.
  • Справляется с работой средней сложности, но может иногда решать и более сложные задачи.
  • Хорошо справляется лишь с работой не очень большой сложности.
  • Не справляется со сложными заданиями, может выполнить лишь относительно простые.
  • Способен выполнить лишь самые примитивные задания.

Признак 48

  • Всегда все делает вовремя, всегда укладывается в срок, совершенно не причиняя беспокойства другим.
  • Обычно все делает вовремя и укладывается в срок, на него можно положиться.
  • В важных случаях то, что нужно, делает в срок и других людей не подводит.
  • Не всегда все делает вовремя, иногда не укладывается в срок, но в особо ответственных случаях старается не подводить других.
  • Часто не успевает что-либо сделать вовремя, не укладывается в срок и подводит этим других людей.
  • Постоянно не успевает что-либо сделать вовремя, не укладывается в срок и подводит этим других людей, на него совершенно невозможно положиться.

ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

Признак 54

  • Всегда оказывает помощь товарищам по работе.
  • Охотно оказывает помощь ТОВАРИЩАМ ПО РАБОТЕ.
  • Не ОТКАЗЫВАЕТ В ПОМОЩИ ТОВАРИЩАМ ПО РАБОТЕ, ЕСЛИ К НЕМУ ОБРАЩАЮТСЯ.
  • Не ВСЕГДА И НЕОХОТОНО ОКАЗЫВАЕТ ПОМОЩЬ ТОВАРИЩАМ ПО РАБОТЕ.
  • Не ЛЮБИТ ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ ТОВАРИЩАМ ПО РАБОТЕ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ СТАРАЕТСЯ ИЗБЕЖАТЬ ЭТОГО.
  • Никогда не оказывает помощь товарищам по работе, скорее склонен им препятствовать.

Признак 57

  • Имеет высокий культурный уровень, образован, эрудирован, интеллигентный человек.
  • Имеет высокий культурный уровень.
  • Имеет вполне приемлемый культурный уровень.
  • Уровень культуры не очень высок.
  • Уровень культуры довольно низок.
  • Имеет крайне низкий культурный уровень, примитивные интересы и потребности.

Признак 59

  • Пользуется большим и заслуженным авторитетом в коллективе, уважением всех работников.
  • Имеет большой авторитет в коллективе.
  • Имеет определенный авторитет в коллективе.
  • Имеет некоторый авторитет в коллективе, но не у всех.
  • Не пользуется в коллективе достаточным авторитетом и уважением.
  • Совершенно не пользуется авторитетом в коллективе, что заметно по отношению к нему окружающих.

Образец характеристики с места работы довольно востребован. Как правило, такая характеристика нужна при устройстве на новую работу, для подачи в суды и правоохранительные органы, в органы опеки и попечительства, в банки при получении кредита. Также она может понадобиться в ряде других случаев. В статье вы найдете советы по написанию характеристики и несколько образцов.

Характеристика с места работы

Несмотря на то что многие считают характеристику с места работы пережитком прошлого, этот документ до сих пор востребован. Характеристика с места работы представляет собой оценку работодателем профессиональных и личностных качеств в отношении действующего или уволившегося сотрудника. Неоднозначное отношение к этому документу объясняется тем, что к его содержанию большинство работодателей подходит достаточно формально и такие характеристики, как правило, не имеют никакой реальной индивидуальной принадлежности. Соответственно, содержание такой характеристики может вызывать сомнение.

Какой-то конкретной формы характеристики с места работы нет, но имеются общепринятые правила ее составления. Так, характеристика обычно содержит следующие сведения:

  • Данные о лице, которому выдается характеристика, которые включают в себя ФИО лица, сведения о дате рождения, семейном положении, воинской службе, образовании, а также наличии различных регалий.
  • Сведения о работе. Данный раздел содержит информацию о стаже работы, о начале работы и ее окончании (в случае если работник уже не работает в данной организации), о кадровых передвижениях в рамках компании, которая выдает характеристику. Необходимо отметить трудовые достижения и профессиональные навыки лица. Если работник в процессе работы направлялся на обучение, повышение квалификации и т. д., то об этом также стоит указать в характеристике. При наличии у работника различных заслуг (благодарность, поощрение и т. п.) или дисциплинарного взыскания, данные сведения стоит указать.
  • Личностные характеристики. Данная информация, наверное, является самой значимой частью всей характеристики. Она может содержать различные сведения, касающиеся личных качеств лица. Если работник является руководителем подразделения, то стоит отметить его организаторские качества, наличие или отсутствие ответственности за подчиненных, степень готовности к принятию сложных решений, требовательность к себе и подчиненным, другие качества. Если же работник является исполнителем, то можно указать степень его готовности выполнять поручения руководителя, инициативность, стремление к отличным результатам и т. д. Также в данном разделе можно указать на взаимоотношения лица с трудовым коллективом: пользуется ли он авторитетом и уважением, или отношения в коллективе не складываются в связи со сложным характером или иными особенностями сотрудника.

В зависимости от внутренних правил, действующих в организации, характеристика может оформляться как на бланке, в котором указаны реквизиты организации, так и без бланка, но реквизиты в этом случае также должны быть указаны. Если характеристика с места работы предоставляется по официальному требованию какого-то учреждения, то следует указать, куда данная характеристика предоставляется. Для придания характеристике юридической силы ее подписывает лицо, ответственное за выдачу такого документа. Это может быть как сотрудник кадрового отдела, так и непосредственно руководитель организации. Помимо этого обязательно нужно проставить дату выдачи документа.

Примеры характеристики с места работы

Вот несколько примеров готовых образцов характеристики с места работы.

1. (на бланке организации)

«______» _______________ 20___

Характеристика

Выдана ______________________________________________

(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность)

ФИО работа(-ет/-л) в ____________________________________________ начиная с «______» _______________ 20___. За время работы неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, которые успешно закончил, по программам: ___________________________.

ФИО обладает обширным объемом знаний по имеющейся специальности и всегда находится в курсе последних событий в своей области. Обладает отличными навыками деловых переговоров.

ФИО зарекомендовал себя как ответственный сотрудник, нацеленный на отличный результат, всегда готов к быстрому принятию новационных решений и несению ответственности за их принятие и за действия подчиненных. Готов к работе в любых условиях, в т. ч. в нерабочее время.

Отличается пунктуальностью, деликатностью в общении с подчиненными и коллегами, за что имеет уважение в коллективе. Требователен к самому себе.

___________________ ___________________

Не знаете свои права?